Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Выступление начальника отдела образования, спорта и молодежной политики администрации Шумерлинского района Т. Карагановой «Проблемы и перспективы развития физико-математического и естественнонаучного образования в Шумерлинском районе»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://shumer.cap.ru/

Уважаемый Лев Геннадьевич!

Уважаемые участники конференции!

 

В преддверии нового учебного года разрешите приветствовать

вас, участников традиционной августовской конференции.

Слайд 1.

1-ого сентября 2014 г., в Шумерлинском районе более 900 детей и подростков, от дошкольников до школьников, переступят порог любимой дошкольной группы, пороги классов, чтобы услышать от своих педагогов, а их 116 человек, первые приветственные слова в новом учебном году. За последние время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования.И поэтому каждый из нас сейчас  фактически стоит на пороге широко распахнутой двери в образовательное пространство, которое предстоит не только осваивать, но и создавать.

Тема сегодняшней конференции – «Проблемы и перспективы развития физико-математического и естественнонаучного образования в Шумерлинском районе». В начале своего доклада хочу озвучить несколько важных цифр образования Шумерлинского района.

Слайд 2.

В новом учебном году в 8 общеобразовательных организациях будет обучаться 710 учеников, а в 14 группах - воспитываться 223 дошкольника. К сожалению, количество детей в районе продолжает неумолимо уменьшаться: 2012 г. – 832 ученика, 2013 г. – 781 ученик.

Слайд 3.

В контексте направленности современного развития образования на технологизацию тема сегодняшней конференции очень важна. «В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики»,  - сказал И. Кант. Подтверждая слова известного философа, следует сказать, что математика является царицей всех наук. Но и сама она служит верой и правдой всем наукам. Развитие математики как науки всегда имело, имеет и будет иметь огромное значение для продвижения научно-технического прогресса на Земле. Мощные темпы развития современной техники стимулируют развитие научных исследований, ставят перед учёными всё новые, более сложные математические задачи. В условиях современного общества именно математика и физика создают фундамент для воспитания молодого поколения будущего. От качества математического образования во многом зависит качество образования в целом. Главную идею можно сформулировать достаточно ясно: если мы хотим воспитать молодое поколение людей, способное адекватно отвечать вызовам времени, мы должны создать условия для качественного математического и естественнонаучного образования. Поэтому мы и обозначили данную проблема предметом обсуждения на нашей сегодняшней конференции.

К сожалению, изучение именно точных наук (физики, математики, информатики, химии и т. д.) не вызывает у большинства молодежи интереса и представляет собой наибольшие трудности. Поддерживать преподавание этих дисциплин на высоком уровне для многих средних общеобразовательных школ — сложная задача. Проблемы, с которыми сталкиваются школы, стандартны: сокращение времени, отведенного на изучение физики и математики, недостаточная оснащенность оборудованием современных информационных технологий, уменьшение числа молодых перспективных учителей, способных решать эти задачи на современном уровне. Негативно влияют на перемену ценностей и средства массовой информации — достаточно, например, сравнить время, отведенное телевидением на научно-популярные передачи и передачи, посвященные эзотерике и астрологическим прогнозам.

Слайд 4.

Не случайно руководство страны поручило разработать педагогическому и научному сообществу концепцию развития математического образования в Российской Федерации, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24 декабря 2013 года.

Основной целью концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. Математика должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Однако нужно помнить, что один документ ничего не перевернет в образовании. Он нужен, чтобы привлечь внимание к проблемам математического образования, выработать единые принципы и подходы к преподаванию предметов математического и естественнонаучного цикла и, учитывая разнообразие образовательных организаций, на его основе, принимать более содержательные и взвешенные решения. Обновление должно предварять тщательная инвентаризация наших реальных достижений в школьной математике. Что надо сохранить, от чего надо смело освобождаться, какие необходимо создавать новые условия для реализации Концепции. Эти и другие вопросы в своем докладе освятил 21 августа на Августовской педагогической конференции Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванов. Сегодня мы также обратимся к проблемам, обозначенным в указанном докладе, к  задачам, которые были поставлены министром.

Слайд 5.

По мнению В.Н. Иванова, «самой благодатной сферой для смелого введения новаций в настоящее время является сфера дошкольного образования. На ее развитие направляются немалые государственные инвестиции, существенно повышена заработная плата педагогов, есть колоссальный интерес родителей к развитию своих детей именно в дошкольном образовании, и наконец – есть федеральные стандарты! Ключевая установка – поддержка разнообразия детства через создание Правил развития ребенка, а не его обучения. Российская модель дошкольного образования застряла в 70-х годах прошлого века». Сегодня крайне важно изучать и внедрять концепции личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, в которых равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными и уверенными в себе. Не наигравшийся в детстве ребенок, становясь взрослым, испытывает большие проблемы в сравнении с детьми, полнокровно прожившими детство.

Слайд 6.

В этом году впервые в Чувашской Республике проводились исследования готовности первоклассников к обучению, построенного на методиках, разработанных под руководством профессора Г.С. Ковалевой. В данном исследовании участвовали и наши ученики. Результаты по каждой школе были доведены до всех руководителей, обсуждены на совещании, после чего рекомендовано было провести педагогические советы и работу над ошибками. Хотелось бы остановиться на некоторых материалах, весьма не утешительных, с моей точки зрения. Исследование включало в себя 4 блока: «Познавательная сфера», «Индивидуально-личностные особенности ребенка», «Семья как ресурс адаптации первоклассника», восприятие учителем ученика, его готовности к школе. На слайдах вы видите результаты наших детей о готовности их к обучению. При норме 50 баллов учащиеся 1-х классовсельских школ в среднем по республике набирают  49,66 баллов, показатели первоклассников нашего района из 19 позиций по 12 – ниже (63% заданий).

Слайд 7.

Так, во всех 6 тестах блока «Познавательная сфера» результаты наших первоклассников ниже средней нормы! Вот несколько примеров: методика  «Рисунок  человека»  используется  для  исследования общего  уровня  интеллектуального  развития  ребенка.  Низкие результаты  по  этой  методике  говорят  об  общей  инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. Методика  «Графический  диктант»  позволяет  определить, насколько  точно  ребенок  может  выполнять  задания  взрослого, высказанные в устной форме. Кроме того, важно определить насколько точно ребенок может самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу (по примеру).

Слайд 8.

Уважаемые руководители, ставлю перед вами  задачи:

1. Переобучить всех воспитателей дошкольных групп.

2. Разработать и утвердить основную образовательную программу дошкольнойгруппы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

3. Создать новые рабочие программы педагогами (воспитателями, музыкальными руководителями) в соответствии с ФГОС дошкольного образования и основной образовательной программой дошкольнойгруппы.

Одним из главных инструментов оценки качества образования является государственная итоговая аттестация,  а Единый государственный экзамен – основная форма итоговой аттестации для всех выпускников, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые сдают экзамены в форме государственного выпускного экзамена. Подготовка к ЕГЭ в прошедшем учебном году была на постоянном  контроле,  как в отделе образования, так и у директоров  школ. Первоочередными  задачами на 2013-2014 уч.г.  на прошлогодней конференции в августе мы для себя обозначили повышение качества подготовки выпускников на ЕГЭ, усиление контроля за уровнем подготовленности обучающихся по предметам.

Слайд 9.

Мы учли ошибки, и наша совместная целенаправленная работа дала положительный результат, однако проблема повышения качества образования остается для нас не просто актуальной, а является самой насущной в современных условиях обновления образования.

Но в свете сегодняшней темы конференции обратимся к результатам ЕГЭ по математике. На слайде вы видите результаты ЕГЭ по математике по сельским муниципалитетам Чувашской Республики

Слайд 10.

В целом сохраняется тенденция низких результатов ЕГЭ по математике во всех школах района, по сравнению с другим обязательным экзаменом – русским языком. «Двойка» по математике чаще является причиной неполучения аттестата, чем «двойка» по русскому языку. Такая же тенденция просматривается и в целом по Чувашии и России.Выше среднереспубликанского уровня результаты только выпускников МБОУ «Егоркинская СОШ».

Слайд 11.

Если бы минимальный порог остался на уровне 24 баллов, то еще 5,2% выпускников текущего года Шумерлинского района не получили бы аттестаты.

Результаты выпускников 9-х классов значительно лучше.С заданиями справились все выпускники.

Слайд 12.

В своем докладе министр В.Н. Иванов обратил внимание еще на одну важную сторону: насколько результативно работают наши сельские базовые школы, объявленные лучшими образовательными центрами несколько лет назад.

На слайде вы видите рейтинг так называемых лучших и худших базовых школ по результатам ЕГЭ по математике. Почему-то нашей базовой школы МБОУ «Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова» на этом слайде нет. Результаты ЕГЭ по математике по школе составляют в среднем 42,21 балла, это ниже среднереспубликанского (47,6 балла), но выше среднероссийского (39,6 балла). Как следует из доклада: «Выше среднереспубликанского балла набрали из 54 сельских базовых школ только выпускники 10 школ, т.е. выпускники  81 процента сельских базовых школ не сумели показать среднереспубликанский уровень! Какие выводы? Базовые школы создавали для того, чтобы они обеспечивали доступность качественного образования для всех детей независимо от места жительства и доходов родителей, уровень образования в них соответствовал уровню образования городских школ, сельские дети смогли быть конкурентными наравне со своими городскими сверстниками. Задача не выполняется» - конец цитаты.

Поэтому в этом учебном году совместно с руководителем школы нам предстоит организовать специальное обучение педагогов школы для повышения их квалификации в ЧРИО. Кроме того, прошу руководителей всех школ  внимательно проанализировать результаты ЕГЭ своих выпускников и принять соответствующие решения.

Слайд 13.

В докладе министром был отмечен низкий уровень знаний выпускников Шумерлинского района по математике, физике, химии, в результате чего выпускники годами не могут поступать на бюджетные места по инженерным специальностям в ЧГУ им. И.Н. Ульянова. «Значит, выпускники … не могут удовлетворить свое право бесплатного получения высшего образования, а учителя не выполняют свои обязательства по удовлетворению запроса детей», - сказал В.Н. Иванов.

Слайд 14.

Как вы уже все хорошо знаете, в 2014-2015 учебном годув проведение экзаменов вводятся изменения: в декабре наши выпускники будут писать итоговое сочинение. Если обратиться к статистике, то наши выпускники вообще не выбирают литературу ни на ЕГЭ, ни на ОГЭ. В 2014 году ЕГЭ по литературе сдавало всего 3,5% выпускников (Россия 5,5%), из всех муниципалитетов всего в 11 муниципальных образованиях выбирают литературу в качестве выпускного по ОГЭ, причем со средним баллом 3,4 – это ниже всех результатов.

Уважаемые руководители образовательных учреждений, при проведении педсоветов в начале учебного года необходимо обратить внимание на эти вопросы. Нам всем важно помнить, что навык письменно выражать свои мысли должен формироваться у ребенка с детства. Это означает, что учиться писать сочинение ученики должны уже в начальной школе: именно на этом этапе обучения им необходимо читать вслух, учить излагать услышанное короткими текстами, развивая дальше этот навык в средней и старшей школе. Те, кто хорошо пишет сочинения, чаще всего также грамотно и ясно излагают мысли в устной речи. Эти компетенции важны для каждого человека.

Слайд 15.

Продолжая разговор о новшествах, необходимо отметить,что,начиная с 2015 года, будет проводиться обязательный республиканский  мониторинг по иностранному языку на территории всей республики. Эта связано с тем, что реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования должна заканчиваться обязательной сдачей иностранного языка на итоговой аттестации обучающегося. Таким образом, все четвероклассники этого учебного года в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, будут сдавать данный экзамен в 2022 году.

Слайд 16.

В концепции математического образования подчеркнуто, что одной из основных причин снижения уровня математического образования в России является низкая мотивация школьников и студентов. В связи с этим особо хотелось бы затронуть вопрос качества работы с замотивированными детьми. Речь идет о системе работы с одаренными детьми, мотивация которых, как известно, высокая и здесь всецело зависит от профессионализма и таланта педагога.

Анализируя результаты участия  школьников нашего района во  Всероссийской олимпиаде следует отметить отрицательную динамику итогов: снижается количество участников олимпиады, победителей и призеров регионального и заключительных этапов олимпиады.На слайде видите рейтинг эффективности участия школьников на республиканских олимпиадах по муниципалитетам.

В 2014 году школьники из Шумерлинского (3,23%), района на республиканских олимпиадах показали очень низкие результаты. Дети, ставшие победителями и призерами муниципального этапа, на республиканском этапе абсолютно не конкурентны! Чем они хуже своих сверстников из таких же сельских районов? На прошлогодней конференции мы обсуждали эту проблему, пришли к убеждению, что систему работы с одаренными детьми необходимо совершенствовать, используя инновационные формы работы.Скажу откровенно, что мы ничего не изменили в данном направлении. В школах до сих пор не разработаны программы работы с одаренными детьми, поэтому и сама работа является спонтанной, эпизодической и управления процессом тоже отсутствует.

Слайд 17.

Всего участников Всероссийской олимпиады школьников муниципального этапа  в 2013 году  стали  246 человек. Победителями и призерами стали 133 человека (54% от общего количества участников), из них 47 обучающихся стали победителями и призерами в олимпиадах по нескольким предметам. 7 участников олимпиад стали победителями и призерами от 5 до8 предметов. С одной стороны, конечно, вызывает чувство гордости наличие таких учеников в нашем районе. Выражаю благодарность лично директорам школ, учителям, кто помогал нашим школьникам достойно выступать на муниципальном этапе олимпиад. Но, с другой стороны, невольно возникает вопрос, а не является ли это одной причин плохой результативности наших учеников на региональном этапе олимпиад? Не может ребенок по определению качественно подготовиться к такому количеству олимпиад, имея при этом еще массу других забот: ежедневная подготовка к урокам, выполнение разных поручений, участие в других мероприятиях!

Хочу заострить ваше внимание на диаграмму на слайде. По каждому предмету был установлен проходной балл, набрав который, участник муниципального этапа проходил в следующий – региональный этап. Для муниципалитетов, представители которых не преодолели порог проходного балла, было оставлено право делегировать одного участника с лучшими результатами. Таким образом, в региональном этапе от Шумерлинского района участвовало 39 человек, из которых прошли по рейтингу – 28 (71,8% участников), вне рейтинга – 11 (28,2%).По количеству участников, прошедших рейтинговый порог для участия в региональном этапе, с большим отрывом от остальных  школ идет  МБОУ «Ходарская СОШ им. И. Н. Ульянова».  Искренне признательна учителю истории МБОУ «Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова» Кузьмину Владимиру Валентиновичу за качественный  труд при подготовке призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Как сказал В.Н. Иванов, «только  высококвалифицированный, влюбленный в свое дело и детей педагог может помочь нашим ребятам достигать таких высоких результатов».

Наша задача в этом году - пересмотреть концепцию работы с одаренными детьми.

Слайд 18.

Особое внимание необходимо обратить на качество подготовленности олимпиадников по математике и предметам естественнонаучного направления.

Последние годы за критерий оценивания результативности участия в предметной олимпиаде берется количество участников, набравших более 50% от максимально возможного балла по предмету.

Как видим, ни по одному призеру из 4 рассматриваемых предметов у Шумерлинского района нет.

Какой вывод можно сделать? Школьники из года в год показывают плохие результаты, учителя не имеют анализа пробелов знаний и плана действий по улучшению качества подготовленности ребят для участия на олимпиадах.

Слайд 19.

Обратите внимание на слайд. Диаграмма наглядно показывают результаты участия школьников Шумерлинского района в региональном этапе предметной олимпиады по предметам математического и естественнонаучного цикла. Задумайтесь: тревожные цифры! По математике, информатике, химии наши ученики не набрали ни одного балла! Неутешительны результаты и по физике. Поэтому задача школам на 2014-2015 уч. г. - разработать индивидуальные программы сопровождения участников олимпиад. Какие рекомендации? Уважаемые коллеги! Нужно менять дидактику и методику преподавания предмета, организовывать на уроках и во внеурочной деятельности пространство для устного общения детей, расширять проектное мышление с публичной защитой проектов и аргументацией полученных выводов. Только тогда наше с вами обучение будет инструментом развития компетентной, а значит современной личности.

Поэтому одним из основных направлений деятельности методических советов школ должна стать разработка практических шагов по реализации концепции развития математического образования.

Слайд 20.

В улучшении качества математическогои естественнонаучного образования значительную роль играети система дополнительного образования. Именно там чаще всего происходит реальное знакомство ребёнка с увлекательным миром механизмов, и просыпается его интерес, например, к конструированию, машиностроению, моделированию.На территории Шумерлинского района функционируют 2 учреждения дополнительного образования: спортивной и музыкальной направленности. Отсутствие технической направленности в системе дополнительного образования приходится компенсировать за счет кружковой деятельности в школах. Однако как вы видите на слайдах процент охваченных детей по технической направленности очень низок.Необходимо увеличивать занятость обучающихся данным видом творчества.

Одним из путей решения этого вопроса является дальнейшее развитие инженерных классов. В Шумерлинском районе создано 2 инженерных класса по робототехнике в МБОУ «Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова» и МБОУ «Егоркинская СОШ». В республике намерены и дальше развивать систему поддержки школ в области робототехники.
Но участвовать в реализации данного направления смогут только
те учреждения, которые будут к этому готовы, кто сможет представить качественное обоснование необходимости подобного вектора
их развития. Кроме того, руководителям школ необходимо активизировать свою работу по лицензированию дополнительного образования на базе своих школ. Особенно это касается МБОУ «Алгашинская СОШ», МБОУ «Егоркинская СОШ», МБОУ «Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова», где имеются достаточные ресурсы.

Слайд 21.

Еще одна острая проблема - проблема продолжения образования выпускников 9-х и 11-х классов. К сожалению, до сих пор больше учеников 9-11-х классов разбивает миф о непрестижности среднего профобразования. Между тем, в этом году в Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства на одно место было 5,3 человека, Чебоксарском электромеханическом колледже– 3,5 чел., в Канашском «Контенте» - 3,7 чел., Чебоксарском механико-технологическом техникуме – 2,8 человек и др.

Уважаемые руководители школ, педагоги! Обратите внимание: приоритеты государственной политики поменялись, уже перестали судить об успешности школ только по поступлению в вузы! Экономике нужны высококвалифицированные рабочие. Сегодня нужна эффективная профориентационная работа в среднем звене,результатом которой может стать рациональное формирование 10-х классов. Нам вместе следует пересмотреть свои концепции профессионального образования   выпускников 9 классов.

Слайд 22.

Из следующего слайда очевидно, что работа с выпускниками 11 классов по поступлению в учреждения СПО в нашем районе находится на должном уровне. Выражаю за это благодарность педагогическим коллективам.

Слайд 23.

По словам министра, «мы должны четко понимать, что 10-11 классы – это не институт социальной защиты, а профильные классы, сформированные на решение задач молодого человека, нацеленного на получение элитного, востребованного образования. Желание педагогических коллективов любыми путями заполнить 10-11 классы считаю антипедагогической  и антигосударственной позицией».

На слайде вы видите, что наполняемость 10-х классов в Шумерлинском районе крайне низкая.

Надо думать об интересах молодых людей и их семей,
о скорейшем получении ими соответствующего профессионального образования и возможностей быть экономически самостоятельными. Система современного среднего профессионального образования предоставляет эти условия. Это позиция Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Слайд 24.

         Повышение качества образования требует не только обновления его содержания, но и внедрения передовых педагогических технологий. Поэтому отдельная важная тема – это повышение квалификации педагогических работников. И здесь, я думаю, важно умело использовать разнообразные формы курсовой переподготовки, включая дистанционное обучение и образование. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях введения с 2015 года профессионального стандарта педагога, в обсуждении проекта которого мы с вами должны принять самое активное  участие. «Профстандарты должны стать системным механизмом, обеспечивающим профессиональный и карьерный рост учителя, чтобы через повышение квалификации преподавателей улучшалось качество образования детей. В этом весь смысл работы», - сказал Путин Владимир Владимирович на одном из совещаний по развитию школьного образования. А Глава нашей Республики М.В. Игнатьев подчеркнул, что «важнейшим условием реализации любых задач, стоящих сегодня перед системой образования,является наличие кадров, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни».

         В рамках подготовки к началу 2014-2015 учебного года  мы выполнили с вами сложнейшую задачу - подготовили образовательные организации, размещающиеся в основном в старых зданиях, по новым требованиям! Я хочу поблагодарить всех руководителей за подготовку школ к новому учебному году.  Примите искренние слова благодарности за ваш труд.

         Слайд 25.

         Уважаемые коллеги! В завершение своего выступления хочу отметить, что, несмотря на трудности и проблемы система образования Шумерлинского района находится в режиме развития, решает задачи, выдвигаемые гражданами и государством. Это обусловлено, прежде всего, ответственным трудом педагогов, высоким уровнем профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Останавливаться на достигнутом–значит не успевать за изменяющейся ситуацией. На новый учебный год перед нами поставлены задачи не менее сложные, чем в предыдущие годы. Уверена, что они будут успешно реализованы,  и совместными усилиями мы многое сможем сделать для педагогов, детей и их родителей.

Слайд 26.

Для решения поставленных задач в нашем районе есть все предпосылки: талантливые инициативные педагоги, умелые управленцы и одно из главных условий – всемерная поддержка развития отрасли со стороны руководства района.

      Накануне нового учебного года желаю вам доброго здоровья, творческих удач, счастья, добра, благополучия!

 
  
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Система управления контентом
429122, г.Шумерля, ул.Октябрьская, д.24
Телефон: 8(83536) 2-13-15
Факс: 8(83536) 2-29-59
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика