Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Послание Президента Чувашии Н.Федорова Госсовету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://shumer.cap.ru/

 Хисеплě депутатсем, хаклă ентешěмěрсем!

 Уважаемые депутаты, дорогие соотечественники!

Еще один год ушел в историю - год, полный для всех нас, россиян, драматических событий. Сотни и сотни безвинных жертв унесли террористические акты в московском метро в феврале, на стадионе в Грозном в мае, в Ингушетии в июне, в двух пассажирских самолетах в августе, в Беслане... В прошлом году начались масштабные реформы в социальной, межбюджетной и политической сферах, которые в обществе вызвали определенные волнения и тревогу. Россия ищет свои пути для модернизации, и Чувашии, конечно же, трудно избежать некоторых негативных моментов, возникающих на этом непростом пути.

Но можно считать добрым знаком, что прошедший год нам с вами добавил уверенности и оптимизма в плане развития национальной экономики. Темпы роста промышленности Чувашии превзошли высокие темпы роста 2003-го года еще на 11,3%. Мы опередили общероссийский уровень, который с большим трудом дотянул до 6,2%, да и это только благодаря высоким ценам на нефть. В химической промышленности республики рост составил 124%, в машиностроении - 113%. В целом с 2000 года рост промышленного производства в Чувашии составил более 145%, а по России - 139%. Отличительной особенностью 2004 года стала еще большая активизация инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. В машиностроительном комплексе, например, коэффициент обновления основных средств в два раза превысил республиканский уровень 1990 года.

Сегодня мы вкладываем в обновление (в относительных величинах, да и в условиях не совсем совершенной статистической отчетности) в пять раз больше, чем в среднем по России.

В прошлом году авторитетное мировое рейтинговое агентство "Moody's" повысило положительный кредитный рейтинг Чувашской Республики еще на несколько ступеней. По долгосрочному рейтингу мы продвинулись от достаточного уровня кредитоспособности Ваа1 (rus) до высокой А1 (rus), встав вровень, например, с таким крупным промышленно-сырьевым регионом-донором, как Челябинская область. А по краткосрочному рейтингу достигли планки исключительно высокой кредитоспособности (RUS-1), догнав Москву и Санкт-Петербург. Эксперты отмечают высокое качество бюджетного администрирования, заметную динамику роста доходов и покупательной способности населения республики, хорошие темпы в реформировании социально-экономической сферы. Чувашия не первый год работает на российском рынке ценных бумаг, показывая полную открытость, надежность и вызывая доверие у инвесторов к экономическим и финансовым действиям и возможностям республики. Минфин России рекомендовал нашу республику в качестве пилотного региона Всемирному банку наряду с такими богатыми сырьевыми субъектами, как Пермская и Вологодская области. Это значит, что на территории Чувашии Всемирный банк будет реализовывать пилотные проекты без "суверенных гарантий" - то есть российское правительство полностью доверяет нам по результатам нашей практической работы. Именно доверие к нам стоит и за решением о регистрации в нашей республике территориальной генерирующей компании, объединяющей энергетические мощности Удмуртии, Марий Эл, Кировской области и Чувашии.

Следует подчеркнуть, что позитивные результаты не с неба упали, а явились следствием принятия целого комплекса системных решений, нашей огромной с вами совместной работы - ежедневной и рутинной. Спасибо всем, кто вкладывает не только силы, но и душу в движение Чувашии вперед. Реализуются указы Президента республики, в которых упор сделан на формирование современной инфраструктуры - газификацию, дорожное строительство, качественное водоснабжение, обеспечение занятости сельчан, ускорение развития малого предпринимательства, информационных технологий, спорта, пропаганду здорового образа жизни и другие, что является в свою очередь фундаментом для развития как промышленности, так и сельского хозяйства, всего экономического потенциала Чувашии.

В прошлом году введено в эксплуатацию без малого три с половиной тысячи км газораспределительных сетей (это не только для Чувашии, но и для России невероятно высокие цифры), 625 тыс.кв.м жилья (что на 15,1% больше показателей предыдущего года), выполнен как никогда ранее значительный объем работ по строительству водопроводов и водоводов. Количество основных телефонных аппаратов в городской системе телефонной связи составило более 210 тысяч, поставлена задача довести их до 269, а в сельской местности, соответственно, с 46 - до 64 тысяч. Цифровизация телефонной сети должна достигнуть 75% в городе и 54,3% на селе. Еще порядка 600 тысяч человек в Чувашии пользуются мобильной связью, при этом количество семей у нас всего 300 тысяч.

Опыт успешного строительства двух железнодорожных вокзалов в Канаше и Чебоксарах вдохновил нас на строительство третьего - в Шумерле, а в этом году приступим к строительству практически новых вокзалов в Алатыре и Вурнарах.

Начали строительство первой очереди Чебоксарского речного порта, а с расширением грузового порта в Новочебоксарске республика получит развитую инфраструктуру, которая не просто увеличит возможности пассажирских и грузоперевозок, но и значительно повысит рейтинг Чувашии как серьезного партнера в деловой и социальной жизни Поволжья.

Значительно возросли объемы государственной поддержки АПК. В минувшем году за счет роста господдержки аграрии привлекли без малого полтора миллиарда рублей, а в нынешнем прогнозируем до 1 млрд. 800 млн. рублей. Это на четверть превышает показатель предыдущего года. Хорошие результаты достигнуты в птицеводстве, где отмечается стабильный рост поголовья и производства мяса. По сравнению с 2003 годом производство яиц выросло на 62%, мяса птицы - на 11,3%. Из года в год растет производство картофеля, сахарной свеклы, овощей, выпуск продукции в пищевой промышленности. Значительно больше приобретается сельхозтехники. Но в целом сельское хозяйство не смогло адаптироваться к условиям рыночной экономики и конкуренции. Минсельхозу республики в ближайшее время необходимо на основе обновленного анализа актуализировать государственную программу развития конкурентоспособных и перспективных в условиях Чувашии направлений и отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, а также форм и методов их организации и стимулирования.

Отрадно, что выполняются задачи, поставленные в прошлогоднем моем послании. За прошлый год в республике освоен выпуск трех международных брендов пищевой промышленности - "Стелла Артуа", "Бекс", "Старопрамен", благодаря чему у Чувашии на российском рынке уверенно складывается репутация производителя продукции по мировым стандартам качества.

Причем, производство двух первых марок - единственное в России! Чтобы получить право выпускать продукцию марки "Бекс", новочебоксарское предприятие выполнило особые требования к качеству и технологии, которые предъявляются для производства этого бренда во всем мире. За год в предприятие инвестировано около 400 млн.рублей, и если в 2003 году вся продукция была реализована в Чувашии, то в 2004 году уже 93% ее было продано за пределами республики - от Санкт-Петербурга до Владивостока и на территории СНГ. Такие же стандарты качества работы мирового класса демонстрирует чебоксарская кондитерская фабрика "АККонд". Три наших промышленных лидера - акционерные общества "Промтрактор", "ЧАЗ", "НПК "Элара" получили высокие экспертные оценки в своих отраслях. Именно такая экономика нужна Чувашии.

Важнейший показатель благосостояния населения - уровень доходов наших граждан. Для Чувашии очень важно обеспечить опережающие темпы его роста, поскольку надо решить задачу его исторического отставания от среднероссийского уровня. По темпам роста заработной платы Чувашия лидирует среди субъектов Приволжского федерального округа. С 2000 года номинальная зарплата выросла в 3,4 раза (по России - в 3,1 раза), а рост реальной зарплаты составил 183% (по России - 171%). Это без учета того, что в этом году республика увеличила средний размер заработной платы бюджетников от 25 до 56%, а, как известно, по России эта цифра составила только 20%, да и то не во всех регионах. Среднемесячная зарплата в промышленности по итогам IV квартала 2004 года превзошла 5 тыс.рублей. Номинальная зарплата на селе за два последних года выросла в два раза. Стабильно растут общий оборот розничной торговли, общественного питания, объем платных услуг, что также свидетельствует о поступательном социально-экономическом развитии республики.

Взятые республикой темпы социально-экономического развития позволили нам по многим качественным показателям опередить наших соседей - республики Марий Эл, Мордовию, Пензенскую, Ульяновскую, Кировскую области, вплотную приблизиться по основным параметрам к Нижегородской области, а по бюджетной обеспеченности на душу населения даже опередить этого соседа на 10%, хотя в советское время по этому показателю область опережала Чувашию почти на 40% (не говоря уже о том, во сколько раз мы ее опередили по газификации и жилищному строительству). Стоит отметить, что бюджетная обеспеченность на душу населения в Чувашии сегодня превышает Кировскую область на 8%, Республику Марий Эл - на 12%, Пензенскую область - на 25%, Ульяновскую область - на 33%, Саратовскую область - на 35%. Наша сегодняшняя задача -- за счет роста наших интеллектуальных и инновационных ресурсов войти в группу регионов, у которых доходы выше, например, как у нефтяного Татарстана. Это реально, ибо мы уже заметно сократили разницу по средней зарплате с нашим соседом - если еще пять лет назад мы уступали Татарстану более чем на 40%, то сегодня этот разрыв уменьшился до 25%.

Более подробное рабочее обсуждение социально-экономических показателей развития республики за прошедший год пройдет на расширенном итоговом заседании Кабинета Министров, здесь я хотел бы подчеркнуть, что Чувашия продолжает свое целеустремленное развитие в полном соответствии с Комплексной программой социально-экономического развития до 2010 года, которую уважаемые депутаты Государственного Совета утвердили в 2003 году. Но даже этот срок становится небольшим, если думать о том, как будут жить поколения наших с вами детей и внуков.

И в свете этого я сегодня буду говорить о том, что особо остро в повестке дня встал вопрос о конкурентоспособности Чувашии не только в России, но и в мировом сообществе, о конкурентоспособности ее экономики и ее тружеников - ученых, менеджеров, бизнесменов, специалистов, студентов, рабочих - в рамках требований технологий и запросов XXI века.

Начиная с 2005 года необходима реализация ускоренными темпами стратегических проектов развития, сформированных в рамках долгосрочной политики повышения конкурентоспособности и эффективности. Сделано это должно быть на основе вновь создаваемой и модернизированной общественной инфраструктуры (жилье, энергетика, водоснабжение, дорожное хозяйство, транспорт); за счет повышения производительности труда во всех секторах экономики и роста капитализации существующих предприятий; путем формирования инновационно-ориентированной среды (венчурные фонды, центры трансферта технологий и центры коллективного пользования, инновационные центры, технологические парки); а также за счет создания и развития капиталоемких и высокотехнологичных производств.

Стратегической целью социально-экономического развития республики до 2020 года является превращение Чувашии в динамично развивающийся, инновационно активный, экологически чистый, ухоженный, сильный регион, обеспечивающий европейские стандарты жизни населения. На основе уникального опыта, наработанного Чувашией за прошедшие годы, по моему поручению Кабинет Министров работает над разработкой соответствующей Стратегии развития Чувашской Республики.

 1. Конкурентоспособная экономика

Экономика остается главным механизмом нашего развития, а достижение максимально высоких темпов экономического роста - основной задачей. Общеизвестно, что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственной поддержки, а в суровой борьбе с конкурентами. И чтобы идти в ногу со временем, нам необходимо безотлагательно начать осуществление важнейших стратегических проектов - Концепции инновационного развития Чувашской Республики, Республиканской целевой инновационной программы на 2005-2010 годы, Энергетической стратегии Чувашской Республики до 2020 года, выработать Новую промышленную политику, исходящую из индустриально-инновационной стратегии развития, и внедрить республиканскую целевую программу "Качество".

В отраслевом аспекте в первую очередь необходима реализация республиканских программ развития лесопромышленного и машиностроительного комплексов, легкой промышленности. Также нам нужны заметные прогрессивные структурные сдвиги, в особенности - переход на энергосберегающие технологии и оборудование, интеграция образования, науки и производства, диверсификация производства, внедрение продуктовых и технологических, "прорывных" инноваций.

1.1. Интеграция в мировую экономику

Конкурентоспособность нашей экономики может быть достигнута только в условиях ее интеграции в мировую экономику. Поэтому важнейшей задачей должна стать подготовка предприятий и отраслей к вступлению России во Всемирную торговую организацию. Думаю, что стадия становления современного чувашского бизнеса завершается. Он вполне "созрел" для борьбы не только на внутренних, но и на внешних рынках. И примеров этому много.

Особая проблема -- подготовка наших крестьян к конкурентной борьбе. Необходимо не только приветствовать, но и поощрять освоение чувашским капиталом внешних рынков. Особенно перспективно освоение азиатских территорий, чем активно занимается ряд предприятий. Это - показатель нашей способности к глобальной конкуренции, а также реальная возможность получения важного опыта работы в мировой экономике.

Конкурентоспособность бизнеса во многом будет определяться быстротой перехода наших предприятий на международные стандарты. Чувашия одной из первых в Российской Федерации начала перенимать полувековой опыт стран Запада по управлению качеством продукции, на фоне других регионов России таких предприятий у нас уже немало. Но только массовая сертификация выведет Чувашию на мировой уровень конкурентоспособности. "Ыр ут хыççăн пин ут шыв ěçет " говорят у нас - "За добрым конем напьется тысяча коней ". Поэтому я дал поручение Кабинету Министров составить план работы по ускоренному переходу чувашских предприятий на международные стандарты ИСО, и в ближайшее время будет подписан специальный Указ. Теперь работа каждого министра и глав районов и городов будет оцениваться и по состоянию дел в этом направлении.

Росту экспортного потенциала страны должно способствовать дальнейшее развитие базовых отраслей индустрии - машиностроения, электротехники, металлообработки, строительной индустрии, легкой промышленности. Приоритетное развитие должна получить химическая промышленность. Помимо этого необходимо постоянно принимать меры по улучшению инвестиционного климата. Во-первых, надо активно поддержать зарождающийся инновационный бизнес. В частности, стимулировать компании, активно занимающиеся научными исследованиями, разработкой и внедрением новых технологий. Решения мной по этому направлению приняты. Во-вторых, надо еще раз оценить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций и быть согласованы со сроками окупаемости проектов.

1.2. Инновационное развитие

В целях реализации Стратегии инновационного развития важно четко и точно определить приоритеты развития. Инновация - это реализованная новая идея. Нам надо внедрять передовой международный опыт, имеющий максимальный практический эффект. К слову, прекрасный опыт инновационного развития у нас за прошедшие годы выработан в социальной сфере - образовании, здравоохранении, отраслях культуры. Значит - можем, если захотим? И сегодня, на первом этапе, резервами нашей будущей мощности становятся создание собственной технологической и научно-исследовательской базы, формирование новой системы образования, направленной на развитие инновационного потенциала личности, развитие "индустрии здорового образа жизни" и экологических инноваций.

Одним из приемов становится использование кластерного подхода к развитию индустрии, то есть соединения конкурентоспособных предприятий и отраслей. А чтобы новые идеи реализовывались эффективно, необходимо создать соответствующую инфраструктуру: Республиканский фонд поддержки инноваций, Республиканский инновационный центр, технопарки "Чувашия" (на базе ЧГУ им. И.Н. Ульянова) и "Новочебоксарск" (на базе ОАО "Химпром"). Мини-технопарки или бизнес-инкубаторы технологий в каждом муниципальном образовании республики - это вовсе не утопия, как уверяют скептики. Есть уже первые ростки, и мы их будем активно поддерживать!

Необходимо шире использовать потенциал чувашских предприятий для развития высокотехнологичных производств в авиастроении, электронике, электроэнергетике, на железных дорогах. Перспективное направление - совместные проекты с ведущими иностранными компаниями и банками.

Сотрудничество со стратегическим партнером - ОАО "РЖД" - имеет для экономики Чувашии, а значит - для всего ее населения - огромное значение. Объемы продукции, выпускаемой предприятиями республики для российских железнодорожников, динамично растут. Только за прошлый год они увеличились на 1 млрд. рублей и достигли 3,2 млрд. рублей. Но и это не предел. Наши деловые контакты с руководством железных дорог России продуктивны не только тем, что приносят трудовым коллективам и жителям республики хорошие вокзалы, крупные заказы, хорошо оплачиваемые рабочие места, но и открывают новые, перспективные, инновационные направления сотрудничества.

Недавно, на расширенном заседании правления этого акционерного общества, мы подписали еще два важнейших документа. Первый - это Программа научно-технического сотрудничества ОАО "РЖД" и промышленных предприятий Чувашской Республики на 2005-2010 годы, которая включает в себя интересы 21-го крупнейшего предприятия Чебоксар, Новочебоксарска, Канаша, Шумерли и Алатыря, и второй - это Соглашение о сотрудничестве между ОАО "РЖД", Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО "Промтрактор". Эти два документа гарантируют нашим предприятиям заказы еще на 10 млрд.рублей, К тому же, как я уже подчеркивал, они дадут необходимые импульсы принципиально новым направлениям взаимодействия.

Самым крупномасштабным станет проект по организации на территории Чувашской Республики производства новых моделей грузовых вагонов с доведением объема выпуска к 2007 году до 7,5 тысяч вагонов, что гарантирует целому ряду предприятий Чувашии не только многомиллиардные заказы, но и создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

1.3. Аграрная политика

Нам предстоит решить задачу формирования конкурентоспособной системы агробизнеса. Здесь немало делается, но многое еще не выдерживает критики. Особое внимание должно быть уделено существенному расширению возможностей лизинга сельскохозяйственной техники, а также развитию новых и модернизации действующих перерабатывающих сельскохозяйственных производств. Требуется совершить значительный рывок в развитии современной аграрной науки, актуальной для Чувашии. Эффективность государственной политики по регулированию рынка зерна нам удалось повысить. И отдельная тема, чрезвычайно остро стоящая в АПК - это повышение качества продукции. Здесь - одно из самых уязвимых на сегодня мест в оценке конкурентоспособности республики! К сожалению, до сих пор плохо работают многие главы районов в реализации указов о поддержке и развитии несельскохозяйственной занятости. В целях преодоления бедности на селе необходимо масштабней разворачивать схемы микрокредитования для желающих работать, тем более, что есть уже примеры их успешной апробации. Не дело, когда обследование личных подсобных хозяйств в ряде районов показало, что поголовье свиней в них, например, почти в 5 раз больше, чем свидетельствует статистика. Понимаю крестьян.

Не понаслышке знаю их труд и хорошо помню, как родное государство душило их безумными налогами на домашний скот. Навсегда перед глазами останутся рыдающие на всю деревню вдовы сложивших головы в боях за Родину солдат Великой отечественной войны, у которых фининспекторы без всяких судебных решений забирали: у одной - единственную козу, у другой - швейную машину… Задача сегодняшней власти состоит в том, чтобы реально помочь сельчанам, в том числе стимулируя легализацию источников дополнительных доходов, предоставляя им, с учетом наличного домашнего скота, самые привлекательные кредиты или другие льготы и возможности, например, для строительства жилья или водопровода, приобретения автомобиля или другой техники, развития подсобного хозяйства и т.п.

В Чувашии уже несколько лет реализуется аграрная государственная программа, направленная на развитие сельских территорий. Хочу напомнить, что во многих субъектах России государственные инвестиции в село - как в неперспективные территории - прекращены! Такую политику по отношению к селу я считаю не только преступной, но и крайне безнравственной.

В прошлом году, когда в рамках реформирования федеративных отношений и разграничения полномочий между центром и регионами были отменены важнейшие федеральные законы "О социальном развитии села" и "О государственном регулировании агропромышленного производства", то есть, по сути, были отменены федеральные гарантии государственной помощи селу, мы оперативно приняли свои решения. В том числе Указ "О мерах по сохранению государственной поддержки села в условиях внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам агропромышленного комплекса".

Такими практическими делами мы подтверждаем, что не оставим наше село, независимо от решений на федеральном уровне, на произвол, и что население может рассчитывать на реальную государственную поддержку со стороны властей республики. Именно исходя из этих позиций депутаты Государственного Совета приняли Закон о республиканском бюджете на 2005 год. Во-первых, мы гарантируем в этом году дальнейший импульс в социальном развитии, а во-вторых, мы увеличиваем субсидирование сельскохозяйственного производства почти на 30%, и это при средней инфляции в 9-10%.

Вместе с тем меры государственной поддержки по устойчивому развитию села должны сопровождаться адекватным развитием экономики сельских территорий усилиями самих крестьянских сообществ. Сельское население стареет, молодые кадры, получив образование, в основном остаются в городе. С одной стороны, плохо решаемые проблемы с занятостью вкупе с исторической трудоизбыточностью, традиционно приводили к тому, что наиболее активные люди уезжали на заработки - будь то освоение целины, так называемые организованные наборы в другие регионы или на сезонные работы по уборке сельхозпродукции и переработке морепродуктов. С другой стороны, из-за дефицита квалифицированных кадров, большого удельного веса малоквалифицированного персонала и ряду других причин в сельскохозяйственных организациях крайне низка производительность труда, наблюдаются колоссальные потери и убытки, что в свою очередь не позволяет повышать доходы крестьян.

Чтобы преодолеть эти проблемы и оказать помощь сельским товаропроизводителям, в прошлом году были приняты и реализуются два указа Президента Чувашии по вопросам расширения занятости сельского населения и совершенствования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, которые приносят первые результаты. Но ни меня, ни вас они пока не удовлетворяют.

Правильно говорят, что кадры решают все. В республике реализуется специальная программа по кадровому обеспечению сельского хозяйства, проводятся разноплановые мероприятия, организована переподготовка кадров даже на уровне зарубежных стран. Вместе с тем, при такой заметной государственной политике развития сельских территорий, организация труда на селе стала все больше отставать от потребностей. Чтобы дать еще один импульс развитию современного сельского хозяйства и в целом экономики села, я сегодня подписал Указ "О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере", который предусматривает резкое повышение стимулов для привлечения на работу в сельской местности квалифицированных специалистов и руководящей элиты. Уже в 2005 году по этому Указу будут отобраны на конкурсной основе 50 будущих руководящих работников для работы в сельской местности. При условии соответствия выбранным критериям и целям им предоставляются значительные льготы: от безвозмездных «подъемных» в 100 тыс.рублей и выделения крупных субсидий (до 1 млн.рублей) на строительство дома до субсидирования процентов при получении кредитов для приобретения личного автомобиля.

Особый спрос за эффективное выполнение этого Указа будет предъявлен Минсельхозу и Минэкономразвития республики, которым необходимо выстроить схему и механизм практического направления деятельности этих кадров и руководящей элиты с тем, чтобы они смогли в короткие сроки заметно усилить социально-экономическую роль сельского населения и личную эффективность каждого жителя в повышении качества жизни на селе в целом.

1.4. Инфраструктура

Серьезнейшим фактором экономического роста и улучшения уровня жизни населения является наша политика по развитию общественной инфраструктуры. На эти цели в 2005 году из консолидированного бюджета будет направлено свыше 3 млрд.рублей, что более чем на 20% превышает сумму, выделенную в 2004 году.

Как и планировали, вопреки мнениям скептиков различных политических мастей, мы завершили историческую программу подвода газа практически во все населенные пункты Чувашии за исключением буквально нескольких поселений в заповедных и парковых зонах. Важнейшим ресурсом развития экономики являются дороги. На сегодня протяженность дорог общего пользования на 1000 кв. км территории в Чувашии достигла 264 км. Соседи отстали от нас еще больше: в Мордовии этот показатель 163 км, в Марий Эл - 140 км, в Ульяновской области - 117 км. В целом на модернизацию и строительство автодорог в текущем году предусмотрено направить около полутора миллиардов рублей, а в 2006-м - 2 млрд. рублей (рост 30%). До 2010 года на все дорожное строительство прогнозируется направить из бюджета республики 10,5 млрд. рублей.

Начинаем еще один мега-проект. Мной утверждена Программа, в соответствии с которой будет кардинально решена важнейшая для здоровья каждого жителя республики задача доставки в каждый дом воды должного качества. Уже в этом году будет завершено строительство водоводов и обеспечены качественной питьевой водой жители 19 крупных населенных пунктов, в которых в общей сложности проживает около 100 тыс.человек. В их числе - пос.Вурнары и с.Комсомольское, а также ряд сел и деревень Батыревского, Канашского, Комсомольского, Красноармейского, Урмарского, Чебоксарского, Шемуршинского, Янтиковского, Мариинско-Посадского, Козловского районов. А в следующем году качественно новое водоснабжение получат жители еще 29 населенных пунктов с общей численностью населения до 200 тыс. человек.

Мы также придаем особое значение формированию единого информационного пространства республики и его интеграции в мировое информационное пространство как ключевому фактору в реализации стратегических задач повышения инвестиционной привлекательности республики, совершенствования деятельности органов власти, развития гражданского общества. За прошлый год число пользователей сети интернет выросло в 3 раза, превысив 50 тысяч человек, и продолжает увеличиваться в связи с открытием во всех районах и городах республики центров общественного (бесплатного) доступа в глобальную сеть. Этот республиканский проект получает развитие и в районах. К примеру, в Чебоксарском районе дополнительно в 22 сельских администрациях открыты пункты общественного доступа.

Следует отметить, что во всех районах и городах республики действуют еще 46 пунктов коллективного доступа в почтовых отделениях, развернута широкая сеть интернет-салонов, которые ежемесячно посещает более 10 тысяч граждан. В столице республики открыта видеостудия, предоставляющая услуги междугородной видеотелефонной связи.

Чувашия в прошлом году по итогам Всероссийского конкурса, организованного Минэкономразвития России, признана лучшим субъектом федерации в сфере информационно-коммуникационных технологий по номинациям "Электронное правительство" и "Лучший региональный проект". Компанию нам составили еще три региона-победителя из 89 субъектов Российской Федерации (обратите внимание, среди кого находится наша Чувашия): это Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ.

2. Развитие человеческих ресурсов

Уважаемые депутаты, коллеги!

Физические и интеллектуальные способности граждан Чувашии в условиях глобализации и ужесточения мировой конкуренции являются ключевыми факторами успеха наших планов. Способны ли мы, живущие в Чувашии, продемонстрировать миру сильный дух, здоровье и знания, свойственные народам, которые добиваются успехов в изнурительном и тяжелом процессе мировой конкуренции? Мы должны признать, что нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала республики. "Недостаток не в деньгах, а в людях делает государство слабым", - сказал когда-то Вольтер. Увы, утверждение писателя и философа подтверждается Историей на протяжении столетий. Мы, россияне, все еще продолжаем наступать на одни и те же грабли.

Гражданская ответственность, инициатива значительно дороже денег! Не надо ждать, пока кто-то придет и поможет. Даст деньги. Устроит на работу. Поможет с жильем. Наладит дороги и коммуникации. Улучшит быт. Все свои главные дела каждый человек в отдельности и все общество в целом должны делать сами. Да, важнейшим ресурсом являются интеллектуальный потенциал общества и государственный протекционизм. Но они эффективны только в случае, если объединены с другим важным ресурсом - инициативой и деловой культурой самого отдельно взятого гражданина.

Сейчас, когда за счет роста экономики начали появляться ресурсы, у некоторых реанимируются иждивенческие настроения и потребность решить многие проблемы только за счет государственных средств. Но такой подход вновь отбросит нас назад - об этом говорят здравый смысл и наш собственный горький опыт. Бесплатность и дармовщина приводят к искажению ценностей, извращают мотивацию к труду, расслабляют человека, снижают его жизнеспособность. Иждивенческих настроений там, где люди живут хорошо и богато, нет. И на Западе, и на Востоке с детства прививаются уважение к труду, стремление самому зарабатывать на жизнь, независимо от благосостояния родителей и страны. Поэтому, всеми благами себя и свою семью человек должен обеспечивать сам, неуклонно повышая для этого уровень своего развития, культуры, знаний, профессионализма.

А государству следует заботиться о тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы - инвалидах, пенсионерах, детях. Государство также должно заботиться о росте доходов населения, способствуя организации новых рабочих мест, создавая условия для получения образования и самореализации работающего человека.

2.1. Усиление политики жилищного строительства

Жилищная проблема является для граждан одной из ключевых. Как я уже говорил, в прошлом году в Чувашии построено жилья на 15% больше, чем в 2003 году. Но расчеты показывают, что необходимо выйти на ежегодное строительство как минимум 1 млн. кв. метров. Для преодоления этой планки мы приняли дополнительную программу и последовательно усиливаем локомотивную роль отрасли в экономическом развитии республики. Ведь масштабное строительство жилья автоматически влечет за собой развитие промышленности строительных материалов, металлообработки, электротехники, мебельной и сантехнической промышленности, и при этом растет количество рабочих мест.

В связи с этим хочу с большим удовлетворением заявить о начале практической реализации с прошлого года нового этапа в жилищном строительстве, когда ежегодный прирост, который в республике благодаря принятым мерам уже достигнут, будет в последующие годы составлять не менее 15-20%. Суть данной политики заключается в обеспечении доступности жилья для широких слоев населения через удешевление его стоимости, увеличение сроков жилищного кредитования, снижение первоначальных взносов и ставки кредитования. Все это должно осуществляться на фоне проводимой политики неуклонного роста доходов населения. В целях удешевления строительства финансирование жилищной инфраструктуры должна взять на себя местная власть. Необходимо сделать обязательной продажу земли под застройку через тендер. Те, кто будет завышать расценки, пренебрегать установленными правилами, культурой строительства, не должны больше получать земельные участки, заказы и кредиты под любые застройки! Это должно стать непременным условием нашей борьбы за качество жизни, за конкурентоспособность.

В результате реализации Программы развития жилищного строительства предполагаемый дополнительный прирост ВРП по республике составит около 2%. Будет создано более 5 тысяч новых рабочих мест, а это - еще и дополнительные налоги в бюджеты районов и городов. Поставленная задача - на пределе возможностей Кабинета Министров и органов местного самоуправления, но жизнь показала, что она реальная. Государственная программа жилищного строительства мной утверждена, дополнительная поддержка, в том числе и финансовая, гарантирована, Правительству вместе с органами самоуправления надо развернуть необходимую работу по всем районам и городам.

К 2010 году объемы вводимого жилья на 1 человека должны быть доведены до 0,94 кв. метра. Как показывают расчеты, при реализации новой жилищной программы будут полностью решены жилищные проблемы семей, которые стояли в очереди на 1 января 2004 года. Таких семей около 57 тысяч. Напомню, что на 1 января 1994 года таких семей в республике было 120 тысяч. С учетом вновь появляющихся за это время очередников к 2010 году нуждающихся семей будет не более 20 тысяч. Обеспеченность общей площадью жилья на 1 человека возрастет до 24,3 кв. метра. Общий объем вводимого жилья достигнет 1 миллиона 200 тыс. кв. метров в год.

2.2. Здравоохранение

Динамика основных демографических процессов в 2004 году сохранила сформировавшиеся с 2002 года положительные тенденции роста рождаемости: по сравнению с 2003 годом ее коэффициент увеличился на 5%. Зарегистрировано снижение смертности населения - на 2,6%.

Все это привело к снижению естественной убыли населения на 17,3%, при этом впервые за 10 лет зарегистрировано снижение темпов убыли населения в сельских районах республики. Младенческая, перинатальная и материнская смертность, достигнув самых низких показателей за всю историю Чувашии, приблизились к европейскому уровню. А в прошедшем году мы впервые не потеряли ни одну женщину из числа беременных и рожениц (в 2003 году в России таких субъектов было только 12 из 89)! Этот результат - высокая оценка труда как медиков, так и всей социальной системы Чувашии.

На выполнение программы государственных гарантий в области здравоохранения в 2004 году было фактически направлено почти 3 миллиарда рублей. В прошлом году больше приобретено медицинской техники, оснащены еще 50 офисов семейного врача. Программно-целевой подход к решению наиболее актуальных проблем здоровья населения республики позволил увеличить выживаемость больных со злокачественными новообразованиями, уменьшить число тяжелых осложнений сахарного диабета и гипертонической болезни. Устойчиво снижается уровень первичной заболеваемости, инвалидизации и смертности населения от туберкулеза. Эпидемиологические показатели по наркомании и СПИДу в сравнении с Россией значительно более благополучны. Реализация нашего специального Указа о дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя и профилактике алкоголизма привела к снижению числа отравлений суррогатами алкоголя на 42,4%, числа алкогольных психозов - на 7%.

В 2003 году в республике из 30 основных показателей, характеризующих уровень здоровья населения, 21 имел положительную динамику. Предварительные итоги свидетельствуют о сохранении этих тенденций и в 2004 году.

В годы советской власти положительную динамику имели всего 9 показателей. В республике развивается движение "Здоровые города, районы, поселки". Чувашия - один из двух субъектов Российской Федерации, который своей активной политикой в здравоохранении добился принятия в члены Европейской сети Всемирной организации здравоохранения "Регионы за здоровье". Но снова и снова повторяю, что успех в борьбе за хорошее здоровье на 90% зависит от самих граждан, ведущих здоровый образ жизни и прививающих эту же культуру своим детям.

На период до 2010 года мы стратегически определили основные качественные и количественные показатели, которых должны достичь. Мы можем и должны уменьшить смертность и инвалидизацию трудоспособного населения от управляемых причин на 5-10%, улучшить качество жизни и обеспечить активное долголетие в группе лиц пожилого возраста, уменьшить на 10-15% распространенность заболеваний и их осложнений, связанных с травматизмом, с "рисковыми" факторами поведения - курением, употреблением алкоголя и другими причинами.

Однако важность стоящих перед нами задач требует дальнейших изменений в системе здравоохранения. Помимо увеличения доли средств, направляемых на первичную медико-санитарную помощь, мы обязаны начать системный переход на новые технологии и современные методики лечения и медицинского обслуживания. Стандарты качества оказания услуг - в медицине это уже вопрос не столько времени, сколько жизни. И пример того, что в нашем новом кардиологическом центре сегодня делают операции на уровне лучших столичных федеральных клиник - знак той самой конкурентоспособности, о которой я говорю сегодня.

Мы обязаны закрепить достижения, которые наметились в республике в сфере охраны материнства и детства. Поэтому я принял решение обеспечить сдачу в эксплуатацию уже в этом году всего комплекса Республиканского центра материнства и детства, который должен соответствовать международным стандартам и стать новым эталоном качества в системе здравоохранения. Всем муниципалитетам нужно следовать этим стандартам, уделяя самое серьезное внимание материнству и детству. В течение одного года должны быть полностью обеспечены все потребности в родовспоможении. А 2008 год должен стать годом выхода Чувашии на европейский уровень в лечении туберкулеза. Программа для этого утверждена, финансовые и другие мероприятия запланированы. Но самое главное, чего мы должны добиться, - это обеспечить солидарную, совместную ответственность государства и человека за его здоровье.

2.3. Образование

Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности. Модернизация системы образования Чувашской Республики во многом опережает общероссийскую и основывается на общемировых тенденциях и стандартах, направлена на максимально полное удовлетворение образовательных потребностей граждан и создание равных возможностей для получения качественного образования. Но нам необходима полная интеграция в мировое образовательное пространство, а это требует поднятия системы образования на международный уровень.

Для этого нам необходимо решить целый ряд системных задач. И стандарты качества в образовании населения, пожалуй, даже на порядок важнее, чем качество товарной продукции!

Новая ментальность, интеллектуальные способности и деловые навыки закладываются и вырабатываются в человеке в очень раннем возрасте, буквально в первые годы его жизни. И здесь родителям должна помочь стройная государственная система. Необходимо приступить к формированию полнокровного дошкольного образования - пока им охвачено порядка 65% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, а к 2010 году следует увеличить этот контингент до 85%.

Одним из результатов реформирования отрасли должно стать появление педагога новой формации, способного не только дать ребенку знание предмета, но и, в первую очередь пробудить в нем жажду развития, тягу к постоянному самообразованию, стремление учиться и работать в качественно иных условиях жизни, и особое внимание в связи с этим следует обратить на вакансии для педагогов с полилингвистическим образованием. Чтобы поднять на более качественный уровень квалификацию учителей, необходимо усилить инновационную деятельность и материально-техническую базу Чувашского республиканского института образования и созданного нами в районах и городах республики 51-го ресурсного центра, которые я рассматриваю как институты передового опыта и повышения квалификации специалистов, а еще точнее, как инновационные центры педагогических технологий. Как результат, профессия учителя в Чувашии должна стать одной из самых престижных и достойно оплачиваемых, но и учитель должен соответствовать этим критериям.

В течение последних 15-20 лет практически не обновлялось учебное оборудование. Мной поставлена задача - решить эту важнейшую проблему в течение 2005-2008 годов. Органам самоуправления - и я хочу подчеркнуть ответственность этого момента - необходимо уже нынче обеспечить подключение к Интернету не менее 75-80% школ.

Мы уже построили порядка 120 объектов образования по самым современных стандартам и планируем построить еще 14 зданий для общеобразовательных школ и еще 19 - для малокомплектных начальных школ. Таким образом в Чувашии потребность в строительстве новых школьных зданий будет удовлетворена полностью.

В ближайшее время завершится перевод котельных всех образовательных школ на газовое отопление (по состоянию на начало 2005 года уже переведены на газ 80% учреждений образования). К 2010 году запланировано решить вопросы горячего водоснабжения, канализации, оборудования теплых туалетов во всех общеобразовательных школах сельской местности. Этого не делалось даже в лучшие годы нашей советской истории. Это будет сделано, потому что по нашим программам газ и вода или уже пришли, или скоро придут во все школы.

Но остаются не решенными вопросы другого порядка. Немало нареканий вызывает качество республиканских учебников по чувашскому языку (практически все отмечают крайнюю неэффективность методики преподавания), по истории родного края (и особенно чувашского этноса). А ведь история чувашей без преувеличения великая хотя бы потому, что они стоически выдержали все мыслимые и немыслимые исторические испытания, выжили и сохранили себя, свой язык, свою самобытность и уникальность в условиях, когда за это же время исчезли сотни других народов на планете. Следует провести инвентаризацию и качественную экспертизу этих учебников и предложить конкретный план по исправлению ситуации.

Такие же системные задачи мы должны решить в области профессионального образования.

Мы всегда радовались росту количества студентов - образованность во все времена идет на пользу обществу, но у нас по-прежнему избыточной остается сеть филиалов иногородних и коммерческих вузов, образование в которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего! Сегодня на федеральном уровне появилось законодательство, жестко регламентирующее условия существования таких филиалов, и Министерство образования республики должно его так же жестко выполнять! Не надо вводить в заблуждение выпускников этих вузов и их родителей, потому что такие дипломы о высшем образовании мало интересуют сегодняшних работодателей. В связи с тем, что федеральный бюджет переложил на плечи субъектов федерации бремя ответственности за начальное профессиональное образование, необходимо уже к следующему учебному году провести оптимизацию его сети.

Важно создать эффективную систему взаимодействия профессиональных учебных заведений всех уровней с будущими работодателями, учитывающую их практические нужды. Без этого говорить о конкурентоспособности и инновационности вообще нет смысла! Нам нужна постоянно работающая и обновляющаяся в соответствии с требованиями жизни Государственная программа образования, устремленная в будущее. Поэтому Кабинет Министров должен непрестанно держать руку на пульсе времени и заниматься совершенствованием программы образования, привлекая лучших отечественных и зарубежных экспертов.

Путь в будущее открыт только духовному человеку. Без опоры на высокую культуру невозможно воспитать настоящего гражданина - патриота, труженика, заботливого семьянина, творческую и успешную личность.

Год назад мы об этом говорили в этом зале, вынужден повториться и сегодня: создателем культурного потенциала общества является творческая элита. В Чувашии есть союзы композиторов, дизайнеров, два писательских союза, два союза художников, есть также музыкальное общество и ассоциация композиторов. Всего в них - 1200 человек, но особой работы этих организаций, за редким исключением, что-то не видно. Опера "Нарспи" была поставлена 35 лет назад, одноименный балет - 30 лет назад. А где новые творческие, яркие произведения? В искусство, в литературу должно прийти и сказать свое веское слово новое поколение. Пример того, что в прошлом году наш Чувашский государственный академический театр им. К. Иванова получил Государственную премию России, должен стать не предметом зависти для всех творческих элит, а стимулом к напряженной творческой работе.

В связи с тем, что наметилась тенденция сокращения эфирных сеток регионального вещания, в том числе чувашского радио и телевидения, на каналах Всероссийской государственной телерадиокомпании, Кабинету Министров следует срочно разработать совместную программу действий, объединив усилия и ресурсы государственных и частных структур, по созданию полноценного и современного республиканского радио- и телевизионного вещания.

2.4. Социальное обеспечение

Социальные вопросы были, есть и всегда будут оставаться для органов государственной власти республики в числе приоритетных. Без их решения не может быть и речи о политической и экономической устойчивости общества, не говоря уже о движении вперед.

Святой обязанностью государства является забота о тех, кто ограничен в возможностях работать или иметь одинаковые условия получения доходов. Помощь этим гражданам - отражение степени гуманизации и зрелости нашего общества, наш с вами долг. Сегодня в республике создана широкая сеть подразделений центров социального обслуживания населения, оказывающих практическую помощь всем нуждающимся - и взрослым, и детям. У нас проживает 260 тысяч людей пожилого возраста, более 92 тысяч инвалидов, почти 150 тысяч получающих детские пособия (на 209 тысяч детей). В 2004 году республиканский бюджет, как и все последние годы, в отличие от других регионов, выполнил все свои социальные обязательства. Только на социальную поддержку малообеспеченных семей в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг было выделено более 411 млн. рублей.

Проблемы, возникшие с исполнением теперь широко известного федерального закона о льготах, продемонстрировали высокую устойчивость нашей социальной системы. В республике дальновидно проявили реальную заботу о льготных категориях граждан. Для этого нам с вами пришлось принять ряд соответствующих законов. В январе нынешнего года я подписал Указ, по которому Чувашия взяла на себя заботу и о федеральных льготниках, проживающих на территории республики, устранив морально несправедливое деление граждан на "своих" и "чужих". Принятые меры позволили в значительной степени снять социальную напряженность, возникшую в результате - надо честно признать - плохо подготовленной реформы, когда одних обделили, а других просто забыли. Как известно, российское Правительство пошло также по пути отмены многих целевых программ. Вопреки федеральным подходам я считаю такую политику непродуманной по последствиям для десятков миллионов людей и страны в целом.

В целях улучшения качества жизни и повышения уровня социальной защищенности наших ветеранов, инвалидов и детей, для укрепления духовных и нравственных ценностей семьи, сохранения лучших традиций народа мы будем и дальше продолжать реализацию таких республиканских программ, как "Старшее поколение", "Дети Чувашии", "Семья", помимо уже отмеченных мной программ поддержки села и АПК. Также в этом году мы обязательно повысим пособия по уходу за ребенком для жителей Чувашии.

Есть еще один вопрос -- наш с вами долг перед отцами и дедами, вопрос нашей исторической памяти. В этом году мы будем праздновать шестидесятилетие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и чествовать наших дорогих ветеранов. Великий праздник великой Победы великого поколения Победителей надо отметить достойно. В связи с этой знаменательной датой поручаю Кабинету Министров изыскать ресурсы для оказания ветеранам Великой Отечественной войны дополнительной материальной поддержки. В целом на социальное обеспечение за счет республиканского бюджета в 2005 году будет выделен почти миллиард рублей.

Объявленные мною задачи являются первоочередными, но далеко не исчерпывающими. По моему поручению в Кабинете Министров ведется работа по усилению эффективности социальной политики. Развитие социальной сферы и человеческих ресурсов является для Чувашии ключевым долгосрочным приоритетом.

Однако стабильность общества складывается из множества факторов и, в первую очередь, зависит от тех вещей, о которых я говорил выше, - от уровня зарплаты, возможности получить медицинскую помощь, образование, обогатиться духовно. И вот тут в одиночку заботиться о защите интересов общества российское государство уже или пока еще не может. Ему нужна помощь самого общества.

В истории Чувашии были очень достойные примеры социально ответственного бизнеса, например, чебоксарские купцы Ефремовы, братья Таланцевы из Ядрина. Как много они сделали полезного и нужного обществу: на их средства были построены больницы и школы, приюты для сирот и престарелых, церкви. Не зря чувашская пословица гласит: "Çыншăн та, хăвăншăн та йěр" - "Заботясь о себе, о других не забывай". Сегодня понятие социально ответственного бизнеса выходит далеко за рамки терминов "благотворительность" или "спонсорство" и подразумевает постоянное целенаправленное проведение активной и полезной работы на благо общества. Оказание помощи тем, кто в ней остро нуждается, - ветеранам, инвалидам, сиротам - для бизнесменов, заинтересованных в прогнозируемости социальной ситуации и своем стабильном будущем, не менее важно, чем для государства.

На благотворительность необходимо взглянуть не как на трату средств, а как на перспективные инвестиции в доброе имя, репутацию, авторитет предпринимателя, компании, которые вернутся сторицей. Бизнес может и должен поддерживать юные таланты, социальных энтузиастов, содействовать реализации издательских проектов. Нужно стремиться, чтобы символика и товарные знаки компании ассоциировались у самой широкой общественности с социально ответственным поведением вообще и конкретными социальными инициативными проектами в частности. Форм для проведения такой работы множество - это отработанные уже не только на западе, но и в России технологии социальных инвестиций, конкурсы, создание фондов местных сообществ, координационных советов по социальному партнерству на предприятиях, общественных советов и других консультативных органов при советах директоров компаний.

В последние годы чувашский бизнес не просто размышляет о своей социальной роли, но и многое делает на практике, в повседневной жизни. В ОАО "Пронова", фирме с числом работающих чуть больше 200 человек, имеется 3 международных сертификата, в том числе на соответствие международным стандартам Систем менеджмента промышленной безопасности и здоровья (OHSAS 18001). Наличие подобного сертификата - большая редкость для России, так как национальной версии нет. В ОАО "Элара" действует Кодекс чести - документ, декларирующий принципы корпоративной культуры и этики. Предприятие участвует в строительстве храма святой Татианы в северо-западном районе г. Чебоксары. Заключен договор со Сбербанком, по которому работники могут получить беспроцентный кредит на строительство жилья (проценты за пользование кредитом оплачивает сама «Элара»).

Множество предприятий помимо осуществления индивидуальных проектов, принимают участие в благотворительных марафонах Детского фонда Чувашии. Можно говорить о развитии социального пакета внутри организаций. Сотрудники многих предприятий республики обеспечиваются бесплатными обедами, имеют возможность отдохнуть и поправить здоровье в собственных санаториях-профилакториях, воспользоваться услугами медсанчасти.

Одним из лидеров в этом направлении является ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", который неоднократно становился лауреатом Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".

С прошлого года в Чувашии действует собственный, республиканский конкурс на лучшую организацию высокой социальной эффективности. Важно, чтобы в нем начали участвовать предприятия всех форм собственности и всех отраслей народного хозяйства.

Ведь участие в конкурсе, пусть даже если и не принесет победу, подтолкнет и коллективы, и их руководство к новым подходам, к приобретению лучшего опыта, а все это в итоге приведет к улучшению уровня и качества жизни наших граждан.

3. Конкурентоспособность Чувашии

Политики и эксперты условно делят все страны мира на "открытые" и "закрытые". Путь последних, как мы знаем из своего прошлого, ведет к потрясениям и краху. Современную Чувашию вполне можно назвать открытым обществом, понимая под этим термином, прежде всего, то, что наша республика, ее народ открыты для всех позитивных и конструктивных идей, работающих на созидание, от кого бы они ни исходили - от либералов или коммунистов, от американского президента, китайского лидера или японского императора. Мы принимаем все, что разумно, целесообразно, что работает на развитие. Отвергаем только шовинизм, национализм, экстремизм, нарушение общечеловеческих законов нравственности, а также леность и безответственность. Конкурентоспособность Чувашии проявляется как в повышении роли и авторитета республики на российском и международном уровнях, так и в способности решать насущные проблемы граждан, в повышении качества предоставляемых государством услуг.

3.1. Государственное строительство

Решение этих задач, в свою очередь, во многом зависит не от количества, а от качества государственных служащих, эффективности системы государственного управления. Все вы знаете, что на федеральном уровне идет административная реформа, и, увы, не всегда и везде ее результаты можно признать удачными.

Но мы должны учитывать и этот отрицательный опыт, так как участвуем в российском эксперименте по реформированию государственной службы. Немало сделано в создании компактного и высокопрофессионального Кабинета Министров, но следует и дальше совершенствовать структуру исполнительной власти, упраздняя лишние функции и звенья. В то же самое время необходимо усилить роль и ответственность министерств и ведомств за исполнение возложенных на них функций.

При поддержке Правительства России перед Кабинетом Министров Чувашии мной поставлена задача перехода к долгосрочному бюджетному планированию, учитывающему как с годами сложившиеся, так и перспективные тенденции в экономике и социальной сфере. И здесь на первый план также выходят повышение качества планирования и сбалансированность бюджета. Стратегической целью и ключевым вопросом бюджетной реформы являются повышение эффективности, результативности расходов, расширение самостоятельности и усиление ответственности участников бюджетного процесса за конечные результаты деятельности. В связи с этим предусматривается развитие системы ведомственного контроля.

Чтобы влиять на качество оказания государственных услуг, нужно также серьезно изменить систему подготовки и переподготовки государственных служащих. Чиновник новой формации должен не только быть высококлассным специалистом в своей сфере, но и легко пользоваться современными IT-технологиями, владеть несколькими языками, как мечтал и учил великий просветитель многих народов И.Я. Яковлев. Необходимо ужесточить квалификационные требования и сделать более принципиальной работу аттестационных комиссий.

3.2. Внутренняя политика

Во внутренней политике мы должны сосредоточиться на трех принципиальных элементах: развитии институтов гражданского общества, децентрализации и повышении ответственности уровней власти за решение вопросов своей компетенции, создании устойчивой политической системы внутри республики.

Следует еще раз проработать вопросы внедрения новых избирательных механизмов, уточнения роли и места каждого субъекта политического процесса в связи с меняющимся федеральным законодательством. Мы будем развивать партийно-политическую систему, совершенствуя юридические нормы, регламентирующие деятельность партий в связи с их обязательным представительством в законодательном органе власти Чувашии. Хочу подчеркнуть: для нас важны все партии, и власть будет их поддерживать, но при условии, что они уважают действующие конституционные нормы и ценности, а значит, нацелены на созидание, строительство.

Экзаменом на зрелость для политических партий и их политических лидеров станут выборы в Государственный Совет Чувашии по новой избирательной системе, которые пройдут в следующем году. А уже в этом году мы должны сформировать эффективные муниципальные органы власти также по новой системе, что крайне важно для результативного решения насущных повседневных проблем населения в конкретных городах и селах. Мы безусловно и безупречно будем исполнять федеральное законодательство, как бы оно ни менялось. Но мой принципиальный подход такой: мы не должны отступать от достигнутого уровня демократии - прямых всенародных выборов глав самоуправлений. Я продолжаю верить в эффективность демократии и для России.

* * *

Уважаемые депутаты! Дорогие соотечественники!

Мы все время ставим перед собой сложные, нацеленные на перспективу и, на первый взгляд, трудновыполнимые задачи. Еще не так давно мало кто верил, что Чувашия из провинциальной республики превратится в заметный и авторитетный в России субъект Федерации, с которым теперь принято советоваться. Еще несколько лет назад большинство граждан сомневалось, что Чувашия будет практически полностью газифицирована, что на месте свалки в центре столицы возникнет прекрасный залив с фонтанами, которым восхищаются все - и жители республики, и гости со всего мира, что ее столица будет признана самым благоустроенным городом России. Мало кто верил, что маленькая российская республика способна стать победителем престижного европейского конкурса на право приема Кубка Европы по спортивной ходьбе в 2003 году, который признан Европейской Ассоциацией легкой атлетики самым зрелищным мероприятием года в Европе, и Кубка мира в 2008 году, на который в Чувашию приедет уже в два раза больше спортсменов - из 60 стран мира.

Еще пять лет назад даже мои министры не очень верили в возможность достижения сегодняшнего уровня компьютеризации и интернетизации школ, который теперь почти в 3 раза превышает российские показатели (а было наоборот). Мало кто верил в практическое исполнение президентских программ "Школьный автобус", "Врач общей (семейной) практики", "Модельная библиотека". Но наша с вами совместная работа в эти непростые в истории страны годы, наш собственный опыт решения проблем в Чувашии показывают, что жизнь оказывается смелее любых планов. Поэтому хочу обратить наше внимание на простую, но очень важную и актуальную для достойной жизни на этом свете истину: без великих замыслов нет великих свершений!

За прошедшие трудные годы мы доказали, что республика готова к великим свершениям, а наши граждане способны их осуществить, если власти способны организовать эту работу должным образом.

Уважаемые соотечественники!

После Года семьи и Года молодежи и здорового образа жизни новый, 2005 год, объявлен мной Годом парков и садов. Принимая такое решение, я исходил из того, что для человека разумного, ценящего свое здоровье и свою семью, любящего свою родину не на словах, а на деле, создание парков и садов должно стать образом жизни. Садовники - это особые люди. Они выполняют нелегкую работу на этом свете, терпеливо ухаживая за саженцами, оберегая их от холодов и болезней, чтобы они выросли здоровыми, цвели и радовали не только современников, но и грядущие поколения. Миссия садовника требует долгого и упорного труда, освященного особой любовью к родной земле, природе, окружающей среде. Требует такого труда даже в условиях, когда его не понимают или ругают. В истории народа, чувашской земли таких людей было немало, и я очень надеюсь, что она родит и вырастит еще много настоящих садовников, реально превращающих свое Отечество в прямом и в переносном смыслах в цветущий сад.

Спасибо за внимание.

 

 
  
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Система управления контентом
429122, г.Шумерля, ул.Октябрьская, д.24
Телефон: 8(83536) 2-13-15
Факс: 8(83536) 2-29-59
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика