Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Кое-что о прошлом…(М. Демидов, член Союза журналистов России, член Ассоциации русских писателей Чувашии)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://shumer.cap.ru/

Впервые газету «Вперед» - тогда она называлась «Социалистический труд» - я взял в руки в подростковом возрасте.

Однажды в школьные каникулы  приехал в Шумерлю к старшему брату, который ежегодно выписывал несколько изданий. Как-то от нечего делать стал перебирать их. Большие газеты мне не понравились – в них для моего незрелого ума было много непонятного. А вот местная газета привлекла внимание. Прошло полвека, а я до сих пор помню короткую ироничную заметку под заголовком «А он все гудит». Она была «посвящена» директору одного предприятия, который игнорировал отмену заводских гудков. Заметка очень понравилась, понравились и некоторые другие, а вместе с ними понравилась и газета. В последующие годы, приезжая к брату, я каждый раз копался у него в кипе изданий – отыскивал местную газету.

Никогда не думал, что лучшие годы моей жизни будут связаны с ней. Никогда не думал, что она, хоть не так, как хотелось бы, будет кормить и одевать мою семью, изрядно истреплет нервы, и в  то же время  заставит постоянно учиться и расширять кругозор, сделает меня истинным шумерлинцем, познакомит со многими замечательными людьми самых разных профессий, покажет лица как настоящих друзей, так и завистников, недоброжелателей, скрытых и откровенных негодяев.

… Редакция в первой половине шестидесятых годов находилась в г-образном здании на перекрестке улиц К.Маркса и Базарного переулка. (Сейчас на этом месте платная автостоянка). Более просторное крыло по Базарному переулку занимал исполком горсовета. А когда он переселился в новое здание, крыло заняла редакция. Её работники были рады, хотя радоваться-то особенно было нечему. Три больших и три маленьких кабинета, в которые опять сели за столы по нескольку человек. А это не способствовало спокойной работе.

Все здание отапливалось печками-голландками. В редакции их было три. В отопительный сезон техничка Анна Ивановна Макарова приходила спозаранку, из склада, находившегося во дворе, вязанками носила, по снегу подвозила на самодельных санках дрова, которые почему-то почти всегда были сырыми. Мы приходили на работу, а дрова в печках все еще недовольно шипели.

Вопрос с отоплением был решен благодаря директору типографии Галине Николаевне Петровой. Типография – тогда одноэтажный деревянный барак – тоже отапливалась печками. Галина Николаевна приложила все усилия, построила котельную и перевела предприятие на водяное отопление. К котельной типографии подключились станция скорой медицинской помощи, которая занимала бывшее редакционное крыло здания, и редакция.

Прошло сорок лет, но хорошо помню, как впервые пришел в редакцию. Слегка волновался. Мне, выросшему в деревне и воспитанному в духе преклонения перед всеми государственными органами, казалось, что в редакции работают особенные, не каждому доступные «небожители». Но я набрался смелости и направился прямо в редакторский кабинет.

В кабинете сидели двое: один круглолицый, другой худощавый, оба в очках, обоим лет по сорок-сорок пять. Это были редактор газеты Емельян Иванович Явасов и заместитель Борис Викторович Рукавишников. Встретили они доброжелательно и,  несмотря на занятость, уделили мне несколько минут. А больше и не надо было. Я поинтересовался работой литературного объединения, которое тогда возглавлял Борис Викторович, отдал свою первую юмореску и ушел. Ушел довольный приёмом и знакомством с хорошими людьми. Если крыльев небожителей нет у руководителей редакции, подумал я, то у других работников их точно нет.

Юмореску опубликовали, после чего я, воодушевленный «пробой пера», стал писать в газету. К моему удивлению, скромные творения печатались почти без редакторской правки. В это время я близко познакомился с литсотрудником редакции Юрием Ильиным и ответственным секретарем Петром Ванюковым. А они познакомили меня с заместителем редактора по дубляжу, чувашским поэтом Егором Афанасьевичем Афанасьевым. Очень был интересный собеседник и творческий человек. На одном из собраний литобъединения я познакомился с будущим сотрудником редакции Константином Кочетковым. Он писал стихи и занимался самообразованием.

Работать в редакцию меня приглашали дважды. От первого приглашения я отказался, просто побоялся, что не справлюсь. Ведь вне редакции я писал когда хотел и о чем  хотел. На второе  же приглашение откликнулся. Сыграло роль желание попробовать свои силы на «почетной» должности, захотелось встать на защиту униженных и обиженных, искоренять «недостатки и упущения в борьбе за светлое будущее». Но главным было то, что зарплату обещали побольше той, какую я получал, работая в клубе «Октябрь».

В мае шестьдесят шестого года я стал литературным сотрудником редакции газеты «Вперед». (Литсотрудник – это пока ты в редакции обрабатываешь материалы, а  как вышел или выехал на какой-то объект – ты уже корреспондент). В коллектив я вошел, можно сказать, безболезненно, поскольку меня уже кое-кто знал. Постепенно познакомился со всеми. Были образованные и полуграмотные, творческие и мнимо творческие, леневатые и явно скандальные, словом, разные работники.

Первый год работы для меня был трудным. Не было опыта, не было знакомых специалистов и информаторов на предприятиях, в строительных организациях, на транспорте и т.д. Да что там говорить! Я тогда, кроме машзавода, не был ни на одном городском предприятии, не говоря о районных. Мне сначала давали материалы на правку, с чем я справлялся довольно успешно, посылали на проверку жалоб, с чем я  тоже справлялся. Но пришло время заниматься промышленностью, строительством, транспортом, что мне, культработнику по образованию, было поручено «освещать». На первых порах помогали Б.В. Рукавишников и Ю.Ильин. Они подсказывали, куда пойти, к кому обратиться, примерно какого объема написать материал или попросить, чтобы написал сам специалист. Помаленьку входил в курс дела, но было нелегко. В то время я пришел к выводу: пишущих довольно много, но работать в газете смогут только единицы.

Время шло, кто-то увольнялся, кого-то увольняли, кто-то уходил на пенсию, и коллектив редакции пополнялся новыми кадрами. Приняли литсотрудниками Константина Кочеткова и Виктора Комарова, в дубляж, котором руководил Д.Ф. Федюков, пришел Александр Иванов - замечательный, творческий человек, который очень хотел работать литсотрудником, но как ему сказали, не было места. Произошла очередная смена бухгалтеров. Финансовыми делами занялась Нина Петровна Никифорова – строгая, деловая женщина, как зеницу ока оберегающая редакционное имущество.  Как перчатки менялись водители, но однажды появился постоянный – Анатолий Падюков. Еще работающий в редакции Василий Лапин обучил его фотоделу, в результате Анатолий Иванович не только возил редактора и корреспондентов, но и фотографировал для газеты.

Когда мужские «творческие силы» стали иссякать, их пополнили женские. С работы на радио к нам перешла Валентина Хохлова, пришли Тамара Самородова и Валентина Соколова.

Несколько позже в редакции появились молодые специалисты Геннадий Атрашкин, Леонид Александров и Михаил Морев, заменив уволившихся и временно работающих.

Газета до девяностых годов была партийно-советской, являясь органом трех хозяев: горкома КПСС, исполкома горсовета и исполкома райсовета. Главным хозяином был горком партии. Вопреки мнению некоторых людей, он на редакцию особо не давил. Контролировал, конечно, давал указания больше писать о делах в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.д. Критику не зажимал и не наказывал, если она была обоснованной. Другое дело – нам нельзя было критиковать сам горком (как и исполкомы) за недостатки в работе, хотя отдельных работников мы вполне могли «пропесочить».     

В меру своих знаний и умения мы старались выполнять поставленные перед газетой задачи. Писали обо всем, не забывая чистоту города, здравоохранение, образование, правопорядок, быт людей, спорт и т.д. К этой объемной работе привлекали специалистов разного профиля. Одни из них писали сами, другие рассказывали на заданную тему, а мы записывали в блокноты (диктофонов тогда не было), потом писали материалы и ставили под ними фамилии рассказчиков.

Чтобы не «засушить» газету, всеми путями старались её разнообразить, сделать интереснее. Писали зарисовки о людях, печатали рассказы, выпускали «Страницу выходного дня», полосы «Родная природа» и «Письма читателей», сатирический уголок «Сурский крокодил», различные подборки. В числе подборок был «Уголок поэзии», который после возобновления работы литобъединения превратился в литературную страницу.

Как бы ни старались, а некоторые номера газеты выходили, мягко говоря, суховатыми. Это были в основном номера с материалами партконференций, сессий Советов, партийно-хозяйственных совещаний, научно-практических конференций и т.д. Отчеты или материалы этих мероприятий занимали полосу, полторы, разворот, а то и всю газету. Но что поделаешь? Это была в подчиненной прессе партийно-советская гласность.

Работа над первой полосой завершала работу над всей газетой. На первую обычно ставились передовая статья, важные информационные сообщения, различные сводки, безотлагательные корреспонденции на самые разные темы. И если материалов не хватало, что было частенько, пустое место обычно заполнялось так называемой «трудовой вахтой». Эта «трудовая» создавала  нервотрепку. Надо было собрать и написать несколько положительных заметок с разных предприятий, организаций, колхозов, совхозов и т.д. Проще с такой информацией было в первой декаде месяца, когда уже были данные о выполнении и перевыполнении планов и заданий. А вот в другие декады мы названивали во все концы города и района. Ведь не было ни предприятий, ни цехов, ни бригад, ни даже отдельных рабочих и доярок, отличившихся на «трудовой вахте». Эти заметки можно было заменить другой положительной информацией. Но опять-таки – не каждый день сдавались стройобъекты, выпускались новые виды продукции, внедрялись рацпредложения и т.д. Нервировали и «отклики трудящихся на мудрые постановления и решения Коммунистической партии и Советского правительства». Особенно эти отклики требовали с нас после съездов партии. Под написанные нами тексты «откликов» мы не без труда находили людей, которые их подписывали. На подобные заметки тратилось много времени. А ведь наша работа уже оценивалась количеством  написанных и обработанных строк. От количества зависели месячный гонорар и квартальная премия, которые хоть и были мизерными, но все же являлись прибавкой к скромной зарплате.

От погрешностей не застрахована ни одна газета. «Вперед» прошлых лет не исключение.  По разным причинам, по нашей и не по нашей вине были в газете неточности, искажения имен, фамилий и даже некоторых фактов. Все это, конечно же, не было злым умыслом. За свои и чужие «грехи» мы извинялись. Были, к сожалению, и отдельные тенденциозные материалы, но они пусть остаются на совести авторов. Я же, пользуясь случаем, от лица коллег и от себя лично приношу извинение тем, кого когда-то невольно обидели, но не извинились.

х х х

Кое-что о прошлом… Можно было и пошире открыть дверь, надо сказать, не очень-то чистой кухни, в которой готовилась наша «сплетница». Но многих работников редакции уже нет в живых, да и у газеты юбилей. Поэтому я не стал глубоко ворошить прошлое. Как бы то ни было, небольшой коллектив работал и выпускал газету. И немалым тиражом. На республиканских смотрах «Вперед» не раз занимала первые, вторые и третьи места. Так что…

С праздником, газета «Вперед»! С праздником, её ветераны, ее нынешние сотрудники и ее постоянные читатели!

 

 
  
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Система управления контентом
429122, г.Шумерля, ул.Октябрьская, д.24
Телефон: 8(83536) 2-13-15
Факс: 8(83536) 2-29-59
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика