«Повышая уровень материальной жизни наших граждан, мы должны осознавать, что все-таки и главное, и основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего.
Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит». Эти слова прозвучали в Послании Президента ЧР Н.В. Федорова Государственному Совету.
Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно- нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план вступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Дети, брошенные потерявшими совесть родителями, беспризорные, дети – сироты, которым не нашлось место среди родных и близких. Какова же роль семьи в разрешении этих вопросов? Семья всегда была и будет основой воспитания подрастающего поколения.
Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях. В семье ребенок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, и их оценку из уст родителей и старших в семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными и нравственными ценностями. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. В нынешнее время свою работу мы, педагоги, родители, должны организовать работу на творческом осмыслении вечных истин народной педагогики, делая ставку на человечность, справедливость, постоянный труд, высочайшую духовность и нравственность.
Полноценная семья, включая мать, отца детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.
Но полноценных семей становится все меньше. Полноценность семьи определяется не только составом, но и нравственно- психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию матери, отца, сына, дочери, бабушки и дедушки.
Из семьи, семейного воспитания исходят у ребенка, подростка, юноши, представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первые трудовые навыки. Г.Н. Волков в своей книге приводит такой пример. Бабушка видит, что девочка играет тонкой косточкой, Подойдя к внучке, бабушка показывает , что из этой косточки можно сделать немудреное орудие труда «йёпсе», которым можно вязать носки и учит девочку этому ремеслу. Мудрая бабушка ненавязчиво игрой приучает к труду. Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец. Его мы чаще всего называем не иначе, как «кормилец семьи». А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно- нравственное развитие. Значительный вклад семейное духовно- нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки. Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. Неизгладимое духовное влияние отчего дома на формирование личности создается благодаря искренней материнской ласке и немногословной любви отца, семейному согласию. «Нет полного счастья вне дома родного»- напоминает народная мудрость. От народной традиции сердечной привязанности к родному дому тянет незаметная, но прочная нить почитания отца и матери, памяти о предках, чувства Родины. Недаром чувашские пословицы проповедуют привязанность к родству. «Своего добивайся, рода не чуждайся», «Краса дома- родные», «Согласие в доме- покой в семье», По народному мнению, без связи с родней с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен. В этнопедагогике чувашской семьи четко выделяется традиция, метко нацеленная на то, чтобы формировать у каждого ребенка знание и чувство рода. В этом неизменном стремлении заложен глубокий философский и психолого- педагогический смысл. Как раз через тепло очага дома, через чувство рода, семьи, и, благодаря им, каждый человек приходит к светлому чувству родины, а также к чувству уважительного отношения к другим народам, к искренним, глубоким и честным раздумьям о смысле человеческой жизни. Родительский дом широко воспет во многих народных песнях. Кажется невероятным, но в сборнике Юрия Кудакова из более чем 300 песен свыше 100 посвящены родному дому, родным, родителям. Весь смысл жизни, как можно понять из приведенных строк в любви к родителям и к родной земле. Родители - это своего рода символ не только родного дома, но и родины.
Но вот часто обнаруживается в жизни – дети зачастую не знают отчества, день и год рождения своих бабушек и дедушек, не знают, кем они были, как прожили свою жизнь. Чтобы ребенок знал свои корни, в каждой семье должно быть прямо на глазах, в их комнатах, на стене, а не где-то на верхней полке- древо жизни родства. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли.
Средства массовой информации, особенно современное телевидение, навязывает детям и подросткам ценности, которые часто не отвечают критериям высокой духовности и народной культуры. Усилилось влияние на детскую психику супергероев; особенно характерных для американских фильмов, которые добиваются успеха, славы и денег любой ценой, и для которых не существует таких понятий, как сострадание, дружба, нежность, привязанность и любовь. Поэтому снижение уровня духовности, четких нравственных ориентиров и ценностей следует считать одной из главных проблем семейного воспитания. Духовность и взаимопонимание детей исчезает тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Поэтому родителям надо стараться быть осторожными в своих поступках и делах. Ряд положений народной педагогики показывает, что меры словесного воздействия чуваши считали одним из главных средств влияния на личность. Народная педагогика рекомендует, прежде всего убеждать детей добрым ласковым словом. Родителям, имеющим дурную привычку бить детей, говорят: «Ачана сапиччен , юпана кайса сап». Воспитание ребенка- это питание его личности, его духа правдой. Воспитание –это не превращение ребенка в копию отца или матери, а передача ему человеческой сущности, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту. Воспитать ребенка так, чтобы потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала было правильно. А что воспитывает? Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Присмотримся, прислушаемся- растет маленький человек и слышит: тот плох, потому что глуп и груб. Тот- пьяница. Тот злой, тот жадный. С этим не водись, с этим не дружись. Пришли гости в дом, их принимают и угощают, а ушли перемывают косточки. Не думайте, что мы воспитываем только тогда, когда мы разговариваем, поучаем. Мы воспитываем их в каждый момент нашей жизни: как мы разговариваем, как мы одеваемся, как разговариваем с другими людьми о других, как мы радуемся, как мы обращаемся с друзьями, врагами, как читаем газету- все это имеет большое значение. А если мы дома грубы, хвастливы, если пьянствуем, а еще хуже оскорбляем мать, нам уже и не нужно думать о воспитании наших детей, воспитываем плохо и никакие самые лучшие советы не помогут. Как говорит великий чувашский педагог Г.Н. Волков «Воспитание – это пример и любовь». Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть оценить мир его глазами. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви. При анкетировании в 9 классе девочка самой большой обидой указала грубость матери, когда ей было 5 лет. Пятилетняя девочка, которая спустя 10 лет помнит нечаянную обиду, нанесенную мамой. И не исключено, что этот эпизод положил начало недоверию и глубокой трещине в отношениях ею и дочерью. Чему удивляться, если в 16 лет она будет гулять по ночам, огорчать и расстраивать свою мать. Еще нужно помнить о том, что в ребенке нужно подчеркивать и поддерживать только хорошие стороны характера. И что немаловажно: авторитет родителей, а значит, и результат воспитания определятся единством их требований к детям: «Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растет ребенок, как пустяк»- твердит народная мудрость. « Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом- вот первый и самый главный метод воспитания.»- говорил Макаренко.
Главная причина проявления у некоторых детей таких нездоровых явлений, как пьянство, хулиганство, сквернословие, бессмысленная трата времени, заключается, прежде всего в пустоте и убожестве интересов, в ограниченности их умственной жизни, порожденных еще в детстве безучастностью родителей к своему досугу и досугу своих детей, равнодушием к вопросам воспитания. Привычки, возникшие и закрепленные в детстве, могут стать очень стойкими и в дальнейшем трудно поддающимися переделке. Недаром говорят: «Привычка – вторая натура», или «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь характер – пожнешь судьбу».
В первый день сентября особое внимание всех невольно привлекают аккуратно причесанные, нарядные первоклассники, направляющиеся в школу в отутюженных костюмчиках с букетами цветов. Но откуда появляются через некоторое время неряшливые, в испачканной одежде, с грязными руками. Родители этих детей упустили время для воспитания первых элементарных навыков и привычек, которые, как сорняки, появляются и разрастаются очень быстро, если с ними не вести борьбу. Искоренять ошибки, допущенные в воспитании, всегда гораздо сложнее, чем сразу воспитывать ребенка правильно.
И. Я. Яковлев не переставал восхищаться и традиционным культом вежливости, почтительности в чувашской семье: «У чуваш есть много хорошего, чему можно бы научиться. Например, у них замечается какая-то особенная, бог весть откуда дошедшая до них деликатность во взаимных отношениях. Чуваши избегают сказать кому-нибудь грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное. Входя в дом во время обеда, чуваш к приветствию всегда добавлял благопожелание: «Пусть пища будет вкусной». Ему в ответ говорили: «пусть будет такой, как ты говоришь. Иди, будем вместе обедать!» Когда ребенка угощали молоком, то он вместо благодарности высказывал благопожелание: «Енер сетле пултар» – «Пусть корова будет молочной!» а если соседи приносили кринку молока тем, у кого корова еще не отелилась, то в кринку клали для коровы ломоть хлеба и высказывали то же самое пожелание: пусть корова дает больше молока!» Традиционные благопожелания имелись на все случаи жизни. Общая их гуманистическая направленность безупречна». В «Завещании чувашскому народу» великий Христианский просветитель И.Я. Яковлев говорил: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда». Если вы стали родителями , то на воспитание детей из народной педагогики черпайте мудрые знания, подавайте положительный пример детям, не жалейте своей любви к ним, помните о великом значении труда в жизни человека. Тогда вы прекрасный отец или мать.
Ефимова Р.М.- заместитель начальника отдела образования и молодежной политики.