Докладчик: Озякова Л. И. – главный специалист отдела образования и молодежной политики
Бессмысленное времяпрепровождение, пустые, а порой, и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок, комнат школьника, недостаточность контроля и руководства досугом детей со стороны взрослых, неразвитость интересов, увлечений у ребят и др.
Незаметно ушли в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь. Компьютеры, плееры, видео не могут заменить живое, эмоционально насыщенное общение, реализовать природную потребность в движениях.
Для проявления самостоятельности ребенка в свободное время большое значение имеет создание положительной эмоциональной атмосферы. Велика роль и волевых процессов: они помогают школьникам преодолевать возникающие трудности, проявлять усердие и настойчивость в достижении поставленной цели. В результате детских контактов происходит накапливание опыта межличностного общения, гуманных отношений (сочувствия, сострадания и т. д.).
Для того, чтобы руководить самостоятельной деятельностью ребенка в домашних условиях, имеются определенные правила.
Уважаемые родители, бабушки, дедушки!
—Ваш ребенок много времени проводит дома. Очень важно научить его проводить свободное время целенаправленно, разумно пользоваться предоставленной ему самостоятельностью. Помимо выполнения домашних заданий учителя и совместных с Вами занятий (чтение книг, игры в шашки и т.д.), ребенок должен уметь сам организовывать свой досуг. Систематически помогайте ему, используя эту памятку.
Прежде всего, создайте ему дома необходимые условия:
1. Проследите, чтобы у ребенка был четкий режим дня.
2. Отведите место для занятий за столом для игр.
3. Создайте соответствующую этому возрасту предметно-игровую среду. В наличии желательно иметь:
- различные атрибуты для игр, в которые любит играть ребенок (например, для игры в морское путешествие: шапку моряка, бинокль, компас, штурвал, якорь, канат и др.);
- для рисования: альбом, листы разных форматов, краски (акварель, гуашь, масляные и др.); пастель, мелки, карандаши, уголь, фломастеры, ластик, кисточки, баночки для воды;
для лепки: пластилин, глину, клеенку, тряпочку;
для аппликации: различные наборы цветной бумаги, клей, ножницы, тряпочки, картон;
для конструирования: строительные материалы, конструкторы для детей младшего школьного возраста;
для ручного труда: коробки с разнообразными природными и бросовыми материалами, картон, ножницы, нитки, меты для вышивания, выпиливания, и др.;
различные пастельно-печатные игры ,рекомендованные для младших школьников;
для художественно-речевой деятельности: книги, рекомендованные для детей начальной школы, наборы открыток, альбомы для марок, фотографий и др., диапроектор, диафильмы, пластинки с записями детских художественных произведений, сказок;
для двигательной деятельности:
гантели, скакалку, обруч, велосипед, лыжи, коньки, санки и т. д.
если у ребенка есть увлечения (чеканкой, резъбе по дереву и др.), поместите на полке предметы, необходимые для этой деятельности.
Чем шире, устойчивее интересы детей, тем больше шансов, что свободное время их пройдет продуктивно и увлекательно.
Взрослым следует одобрять разнообразие действий, появление новых задумок и т. п. в процессе осуществления занятий и игр детей.
4. Умение осуществить самоконтроль. В самостоятельной деятельности ребенка имеют место два вида самоконтроля: итоговый и процессуальный. Умение осуществить самооценку. Это умение включает в себя анализ процесса выполнения деятельности и полученного результата. Для продуктивных видов деятельности характерна оценка результата (продукта) и процесса выполнения.
5. Чаще напоминайте, что нельзя тратить время зря, проводить бесцельно.
6. Поощряйте целесообразный, разумный выбор ребенком занятия, игры («молодец, что нашел интересное занятие», «очень хорошо, что ты с пользой провел свободное время» и т. п.).
- Поощряйте увлеченность ребенка каким-либо занятием (ручным трудом, рисованием, музыкой). Можно посоветоваться со специалистом в этой области и отдать ребенка в художественную или музыкальную школу, какой-либо кружок.
- Следите за тем, чтобы ребенок дошел до намеченного:
выясните, что именно он собирается делать (что нарисовать, какую постройку выполнить, с кем и во что поиграть и т. п.);
- уточните, как он будет это делать. Ребенок должен сам рассказать обо всех этапах игры от начала до получения результата. Поправьте его, если допущены ошибки, неточности. Можете задать необходимые вопросы: «А как ты будешь делать глаза ежику?.. Как приклеишь колеса?.. Ты хочешь быть капитаном, а что ты будешь делать на корабле?»;
- проследите, чтобы до начала работы (игры) ребенок все приготовил и правильно расставил. Пример: для лепки он должен постелить клеенку, положить пластилин (глину), стеки, дощечку и лишь затем приступить к выполнению задуманного;
- если ребенок испытывает затруднения, не торопитесь оказывать ему непосредственную помощь. Побеседуйте с ним, выясните, в чем он испытывает трудности, дайте совет;
- если ребенок бросает работу, не закончив ее, пытается переключиться на другой вид деятельности, необходимо побудить его к завершению работы (игры):
«Ты почти все сделал, нужно завершить работу... Я очень хочу посмотреть на твой рисунок. Закончи его, а потом будешь с бабушкой играть в лото». В исключительных случаях можно оказать непосредственную помощь («Давай я помогу тебе вырезать кукле глаза, а ты их приклеишь» и т. п.);
- когда ребенок закончит свою работу (игру), поинтересуйтесь, все ли у него получилось так, как было задумано. Предложите исправить недостатки, неточности («Ты все сделал так, как наметил? Тебе ничего не надо исправить? Посмотри на свою работу, ты так хотел ее выполнить, или что-то нужно изменить?»)
7. Если ребенок собирается на прогулку, поинтересуйтесь, как он будет проводить время, что хочет взять с собой. Одобрите интересные замыслы, в отдельных случаях можно дать совет («Возьми с собой еще кегли», «Не забудь лопатку, почистишь снег» и др.).
Ребенок начальной школы должен проводить на воздухе: в теплый период приблизительно 5—6 часов.
8. Если ребенок пришел с прогулки, спросите, как он провел время, чем занимался, с кем играл. Дайте свою оценку («Хорошо, что построил дворец из песка, наверное, очень красивый получился!»,
«Молодец, что вместе с ребятами играл в футбол. Кто из вашей команды больше всего забил голов?» и т. п.), можете дать совет («Я считаю, что ты напрасно не дал Диме покататься на велосипеде», «В морозную погоду не стоит сидеть на лавочке, лучше побольше двигаться» и др.).
8. Если вы приходите с работы вечером, обязательно поинтересуйтесь, как ваш ребенок провел день. Внимательно рассмотрите сделанные им поделки, рисунки и пр. Если ребенок был занят игрой, рассматриванием (чтением) книг или другими непродуктивными видами деятельности, побеседуйте с ним о том, что ему понравилось больше всего, что запомнилось. Дайте свою оценку («Молодец, что внимательно рассматривал книги, поэтому так много интересного мне сообщил», «Я считаю, что сегодня твои рисунки получились удачнее, особенно вот этот, на котором изображен осенний пейзаж»).
9. Проверьте, как ребенок справился с домашним заданием. Дайте оценку («Молодец, что на прогулке собрал осенние листья, расскажешь потом, на каком уроке ты их использовал», «Ты очень неаккуратно вырезал квадрат и треугольник, я считаю, что нужно переделать», «В этом упражнении допущены ошибки, нужно исправить» и т.п.).
10. Не разрешайте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, слушать магнитофон, проигрыватель. Старайтесь переключить его внимание на те виды деятельности, которые необходимо организовывать ребенку на этом возрастном этапе.
Например, «Сказка закончилась, поэтому я считаю, что нужно выключить телевизор и найти другое занятие», «Тебе не стоит смотреть эту передачу», «Когда начнется вечерняя сказка, я тебя приглашу» и др..
11. Не следует выбрасывать детские работы. Используйте их так, чтобы детям было приятно:
— Давай пошлем твои работы бабушке (другим родственникам, знакомым)!
— Как много собралось твоих рисунков, аппликаций, нужно сделать из них альбом.
— Я отнесу твои поделки на работу, пусть посмотрят там, как ты проводишь свободное время, что умеешь делать.
— Скоро у дедушки (других родственников, друзей) день рождения — давай подарим ему твои поделки.
Только совместными усилиями можно подвести младших школьников к пониманию смысла пословиц:
— «Без дела жить — только небо коптить».
— «Не будет скуки, если заняты руки».
— «Потерянного времени не воротишь»!