ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
НА 2008 - 2012 ГОДЫ в Шумерлинском районе
ПАСПОРТ
Программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Шумерлинском районе на 2008 - 2012 годы
Наименование Программы - Программа развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в Шумерлинском
районе на 2008 – 2012 годы
Заказчик Программы - Администрация Шумерлинского района
Основные исполнители - Администрация Шумерлинского района,
Программы администрации сельских поселений (по согласованию),
предприятия и организации Шумерлинского района (по
согласованию)
Основные разработчики - Администрация Шумерлинского района
Программы
Цели Программы - целями Программы являются:
устойчивое развитие сельских
территорий,
повышение занятости и уровня
жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности
сельскохозяйственной
продукции на основе финансовой
устойчивости и модернизации сельского
хозяйства, а также на основе
ускоренного развития приоритетных
подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство
используемых в сельскохозяйственном
производстве земельных и других
природных ресурсов
Задачи Программы - основными задачами Программы являются:
создание предпосылок для устойчивого
развития сельских территорий;
улучшение общих условий
функционирования сельского хозяйства;
обеспечение ускоренного развития
приоритетных подотраслей сельского
хозяйства;
повышение финансовой устойчивости
сельского хозяйства;
совершенствование механизмов
регулирования рынка сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Сроки реализации - 2008 - 2012 годы
Программы
Объемы и источники - объем финансирования Программы
финансирования в 2008 - 2012 годах составляет
64378,5 тыс. рублей:
в том числе:
планируется за счет средств федерального
бюджета - 14532 тыс. рублей
2008 год - 2763тыс. рублей,
2009 год – 2676 тыс.рублей,
2010 год - 3152 тыс.рублей,
2011 год - 2936 тыс.рублей,
2012 год - 3005 тыс. рублей;
Планируется за счет средств республиканского
бюджета -4842 тыс.рублей;
2008 год – 921 тыс.рублей,
2009 год – 892 тыс.рублей,
2010 год – 1050 тыс.рублей,
2011 год – 978 тыс.рублей,
2012 год – 1001 тыс.рублей.
за счет средств консолидированного
бюджета 32092,5 тыс.рублей
за счет средств от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности
предусматривается привлечь
12912 тыс.рублей
Ожидаемые результаты - улучшение жилищных условий в сельской
реализации Программы местности
повышение обеспеченности сельского
населения питьевой водой до 36
процентов и уровня газификации домов
природным газом до 92 процентов;
увеличение объема производства
продукции сельского хозяйства на 24,1
процента по отношению к 2006 году;
привлечение инвестиций в основной
капитал сельского хозяйства
Социально – экономическое положение и основные
направления развития Шумерлинского района.
Район расположен в западной части Чувашской Республики, граничит с Нижегородской областью, Красночетайским, Аликовским, Вурнарским, и Порецким районами. Граница Шумерлинского района с Нижегородской областью проходит по р. Суре. Река Сура была ранее судоходной, но в 2001 году обмелела, грузовых и регулярных транспортных перевозок по реке не осуществляется.
Районный центр г. Шумерля находится в 110 км от столицы Чувашской Республики – г. Чебоксары. В районе 57 населенных пунктов, 11 сельских поселений.
В Шумерлинском районе пересекаются зоны таежных и широколиственных лесов, образовывая местами смешанные леса. К тому же по р. Суре к ним примыкает степная зона. Это и обусловило разнообразие природы в районе. Территория района составляет 104,7 тыс. га., из которых 68% земли лесфонда, 24% - сельскохозяйственные угодья.
На территории района имеются значительные запасы песка, глины, торфа. Гидрогеологические условия сложные. Обеспеченность территории подземными водами не одинаковая. Наиболее обеспечена территория в пределах долины р. Суры. Остальная территория района плохо обеспечена подземными водами. Шумерлинский район пересекает двух путная электрифицированная железнодорожная магистраль Москва-Казань-Екатеринбург.
Решение социально-экономических проблем района во многом зависит от кадрового потенциала, собственной инициативы, эффективного использования имеющихся ресурсов. Численность населения в Шумерлинском районе на 1 января 2007 г. составила 13,476 тыс. человек. Плотность населения района составляет - 12,1 чел. на 1 кв.км.
I. Постановка проблемы и необходимость разработки
программных мероприятий
Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в Шумерлинском районе (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.