Программа
ускоренного внедрения во все сферы экономики Шумерлинского района
Чувашской Республики международных стандартов качества на 2008 - 2010 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
Программа ускоренного внедрения во все сферы экономики Шумерлинского района Чувашской республики международных стандартов качества на 2008-2010 годы |
|
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. № 32 «О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества» |
Муниципальный заказчик |
- |
Администрация Шумерлинского района Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы |
- |
Отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Шумерлинского района Чувашской Республики |
Цели Программы |
- |
реализация государственной политики в области качества, повышение конкурентоспособности Шумерлинского района Чувашской Республики с помощью внедрения международно-признанных технологий и методов управления качеством |
Задачи Программы |
- |
создание правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, обеспечивающих динамичное развитие экономики Шумерлинского района Чувашской Республики;
содействие повышению экспортного потенциала товаропроизводителей, повышение конкурентоспособности продукции предприятий на внутреннем и внешнем рынках за счет внедрения технологий качества;
повышение гарантий качества и имиджа предприятий и организаций Шумерлинского района Чувашской Республики через внедрение в них систем менеджмента качества и их независимое подтверждение сертификационными органами;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области качества;
внедрение систем менеджмента качества в работу администрации Шумерлинского района, социальную сферу, здравоохранение, систему образования;
информационно-методическая поддержка предприятий в решении проблем качества и делового совершенствования;
формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее производителям. |
Сроки реализации Программы |
- |
2008-2010 годы
|
Перечень приоритетных мероприятий Программы |
- |
-ведущая роль руководства: включает в себя правовой и организационный механизмы;
-ориентация на потребителя: в условиях современного рынка все поставщики ориентируются на потребности потенциальных клиентов, стараясь максимально удовлетворить выдвигаемые ими требования;
-постоянное совершенствование: включает в себя совершенствование действующих систем менеджмента качества организаций Шумерлинского района на соответствие международным стандартам качества ISO
|
Исполнители мероприятий Программы |
- |
Отделы администрации Шумерлинского района, организации, учреждения, предприятия района, Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в г. Шумерля;
органы по сертификации и испытательные лаборатории г.Чебоксары, аккредитованные в системе сертификации ГОСТ Р (по согласованию).
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования – 1147,0 тыс. рублей, в том числе:
внебюджетные источники –1147,0тыс. рублей
бюджет Шумерлинского района- текущее финансирование |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
повышение конкурентоспособности Шумерлинского района Чувашской Республики, рейтинга его инвестиционной привлекательности;
выпуск конкурентоспособной продукции, расширение рынков ее сбыта, в том числе путем развития сотрудничества со стратегическими партнерами Чувашской Республики;
рост количества организаций, имеющих сертифицированные системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам;
внедрение и сертификация систем менеджмента качества в органах местного самоуправления Шумерлинского района;
развитие районной системы подготовки специалистов в сфере качества, направленной на соединение теоретической и практической подготовки;
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет муниципальный заказчик – администрация Шумерлинского района. Исполнители программных мероприятий ежегодно до 2011 года к 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют информацию о ходе их реализации в отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Шумерлинского района. |
Введение
Программа ускоренного внедрения во все сферы экономики Шумерлинского района Чувашской Республики международных стандартов качества на 2008-2010 годы (программа «Качество») (далее – Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года «Великие свершения требуют великих замыслов», Указом Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. № 32 «О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества» с использованием основ Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
В Программе используются отдельные термины и определения Международной организации по стандартизации ISO.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Система бездефектного изготовления продукции, система бездефектного труда, комплексная система управления качеством продукции, система менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 – это важнейшие этапы в решении проблемы качества.
Международная сертификация субъектов рынка и их персонала является неотъемлемой составляющей современных инновационных процессов и повышения капитализации, текущей и перспективной конкурентоспособности организаций.
В Чувашской Республике число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,2% от общего количества организаций экономики. Конкурентоспособные производства, соответствующие международному уровню качества, сосредоточены в основном в г. Чебоксары (64% от числа организаций, системы менеджмента качества которых сертифицированы на соответствие международным стандартам ISO 9000). Высокая доля убыточных предприятий подтверждает неконкурентоспособность производства.
Рынок качественной сертификации в России находится в стадии формирования. Поголовная и резкая отмена государственного лицензирования (особенно в жизненно важных секторах – жилищном строительстве, производстве лекарственных средств, продуктов питания и других) ведет к резкому снижению качества производимых товаров и услуг.
Цель международных стандартов – обеспечение заданного качества продукции (услуг) благодаря использованию современных методов расчета рисков, повышению организованности, ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски.
Новые международные стандарты, в том числе ISO 9001, распространяются сегодня на все сферы деятельности: промышленность и инновации, финансовые и иные услуги, сферу управления, включая госаппарат.
Наряду с этим Федеральный закон «О техническом регулировании» уже обязывает всех производителей и потребителей продукции (услуг) для повышения ответственности за качество и безопасность применять в России технические регламенты, гармонизированные с международными стандартами. В странах с рыночной экономикой подобные регламенты успешно реализуются на основе стандарта ISO 9001, служащего основой прочих регламентов.
Современные системы всеобщего менеджмента качества – это, прежде всего, социальные, а не только технические системы. Они позволят каждой организации самостоятельно решать многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива и окажут положительное воздействие на другие организации и общество в целом. Повсеместное же внедрение и совершенствование таких систем обеспечит достижение главной цели – устойчивого развития, формирования нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике. Экономический рост должен достигаться не просто за счет прироста валового продукта, а за счет увеличения доли качественной продукции, товаров длительного пользования и развития сферы услуг.
I. Обоснование необходимости внедрения
системы менеджмента качества
1.1. Внедрение систем менеджмента качества (СМК) на предприятиях и в организациях Шумерлинского района.
Согласно установленным в 2004 году направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, период с 2008 до 2010 годы станет временем масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться полным комплексом социально-экономических факторов: накоплением новых инвестиций, растущей внешней и внутренней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов притока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства.
Общепризнанно на мировом уровне, что XXI век будет веком качества, так как в условиях глобального рынка уровень качества товаров, услуг и менеджмента становится главным, определяющим фактором конкурентоспособности, а значит, и благополучия любых предприятий, организаций, регионов, стран. В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке отечественных и зарубежных организаций, выжить могут лишь компании, обладающие главным конкурентным преимуществом - высоким качеством менеджмента. Мировая практика показала, что применение принципов международного стандарта ISO серии 9000 на сегодняшний день является надежным инструментом для построения эффективной системы управления, повышения конкурентоспособности и создания благоприятных условий для роста инвестиций. Международные стандарты распространяются сегодня на все сферы деятельности: промышленность и инновации, финансовые и иные услуги, социальную сферу, сферу управления, включая государственное и муниципальное управление.
Цель международных стандартов – обеспечение заданного качества продукции (услуг) с использованием современных методов расчета рисков, повышения организованности, ответственности персонала и руководства бизнес структур.
Комплекс международных стандартов ISO серии 9000 под общим названием «Системы менеджмента качества» аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний. Проблема роста безопасности и качества продукции предприятий и услуг может быть решена на основе всеобщей стандартизации и сертификации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Как показала практика стран, входящих во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), чем больше предприятий сертифицировано по ISO 9001:2000, тем выше конкурентоспособность и качество товаров и услуг в стране, тем меньше нужно применять меры для защиты рынков товаров и услуг. Сегодня в России сотни, а в Европе - уже сотни тысяч предприятий внедрили и сертифицировали Систему менеджмента качества на базе ISO 9001, 14000 и с каждым годом их число неуклонно растет. Немалую роль здесь играет то, что стандарты ISO изначально были задуманы как универсальные, и поэтому они в равной степени применимы в деятельности различных предприятий и организаций.
Предприятия, деятельность которых не связана с экспортом и стратегические партнеры которых не предъявляют требований по сертификации системы качества, не имеют достаточной мотивации для проведения этих работ, не чувствуют ощутимых выгод и преимуществ от результатов их реализации в условиях отсутствия определенной конкуренции на отечественном рынке.
По данным Всероссийской организации качества (ВОК) внедрению СМК мешают низкая корпоративная культура (57%), ограниченные ресурсы и финансы (36%), малое число примеров успеха внедрения СМК (34%), недостаточная компетенция персонала (29%).
Сдерживающее влияние оказывают следующие факторы:
- предпочтение большинством предприятий разовой, сиюминутной выгоды долгосрочным гарантиям высокого качества;
- незнание большинством руководителей предприятий методов обеспечения качества, как способа ориентирования на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- слабое информационное обеспечение и недостаточная научно - техническая поддержка предприятий;
- отсутствие системы образования в области качества.
Противостоять внешним и внутренним конкурентам предприятия смогут только при условии внедрения современных методов менеджмента качества. Вместе с тем, в связи с предстоящим в 2008 годах вступлением России в ВТО для предприятий Шумерлинского района ключевое значение приобретает рост уровня ответственности бизнеса перед потребителями продукции и услуг. Все это приводит руководителей предприятий к необходимости проведения сертификации как самой продукции (работу, услуги), так и внедрения СМК и ее сертификации.
Сертифицированные СМК позволят местному предпринимательству встраиваться в мировые процессы оборота финансовых и иных ресурсов, товаров и услуг. Системы менеджмента качества являются той основой, на которой можно и необходимо выстраивать конкурентоспособность предприятия в условиях ВТО. Невысокие показатели конкурентоспособности и немало проблем в области качества, которые необходимо решить, имеет малый и средний бизнес Шумерлинского района. Поэтому, чтобы выжить в условиях ВТО, ему также необходимо внедрение СМК.
Современные системы всеобщего менеджмента качества - это, прежде всего социальные, а не только технические системы. Они позволят каждой организации самостоятельно решить многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива и окажут положительное воздействие на другие организации и на сообщество Шумерлинского района в целом. Повсеместное же внедрение и совершенствование таких систем обеспечит достижение главной цели - устойчивого развития Шумерлинского района, формирования нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике.
Обеспечение экономического роста должно решаться не просто за счет прироста валового регионального продукта, а за счет увеличения доли качественной продукции, товаров длительного пользования и развития сферы услуг. На основе сертификации производится соответствующее страхование финансовых рисков гражданской и профессиональной ответственности бизнеса перед потребителями товаров и услуг.
В условиях конкуренции производители непрерывно ищут способы убедить заказчиков, клиентов, потребителей приобретать именно их продукцию или услуги. Одним из основных способов является представление различных свидетельств о высоком качестве своей продукции или услуги, прежде всего, полученных от независимых экспертных, инспекционных или испытательных организаций.
Одним из главных направлений в решении проблемы качества на районном уровне должно стать всеобщее образование, воспитание и просвещение в вопросах качества. Необходима система непрерывного обучения вопросам качества, которая должна предусматривать: разработку образовательных программ и обучение вопросам качества на всех образовательных уровнях (школьное, профессиональное, высшее, дополнительное) с учетом дифференцированных требований по уровням обучения; популяризацию и пропаганду знаний о качестве через средства массовой информации, рекламу, проведение специальных районных и общереспубликанских мероприятий.
1.2. Принципы международного стандарта ISO 9001:2000 в деятельности органов местного самоуправления
Федеральный закон от 6 октября 2003 г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает разграничения полномочий уровней власти, он изменяет приоритеты и критерии оценки эффективности работы муниципальных администраций. Основной задачей стало достижение экономической устойчивости муниципального образования – Шумерлинского района, повышение эффективности управления в учреждениях муниципальной сферы.
Опыт работы показывает, что несовершенство технологий управления не способны сами по себе создать условия для разрешения социально-экономических проблем общества. Муниципалитеты сталкиваются с большими проблемами при реализации данного закона: им требуется методическая и консультационная помощь в планировании их деятельности, разработки стратегий развития, помощь в освоении современных информационных технологий.
Для решения задач повышения эффективности управления и самоуправления в международной практике сформировались и действуют стандарты ISO 9000:2000, которые определяют базовые наборы правил и процедур, а также рекомендации, в соответствии с которыми выстраивается управление в организациях различных сфер деятельности, в том числе в государственной и муниципальной сферах.
Стандарт ISO 9001:2000 раскрывает в обобщенном и систематизированном виде мировой опыт эффективного управления (менеджмента). Стандарт не имеет ограничения по сферам применения. Нормы стандарта отражают минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к органам местного самоуправления.
Целью функционирования любого органа власти должно быть удовлетворение требований и потребностей его потребителей. Поэтому первое, что должен сделать местный орган самоуправления - это выявить и установить требования и потребности своих потребителей: населения и различного рода организаций.
Внедрение системы менеджмента качества в администрации Шумерлинского включает следующие этапы:
- оценка соответствия деятельности местных органов самоуправления требованиям стандарта ISO 9001:2000;
- разработка плана создания СМК;
- создание СМК в администрации района;
- повышение квалификации сотрудников в области СМК;
- улучшение управленческих процессов;
- сертификация (подтверждение независимым органом) соответствия требования ISO 9001;
- оценка эффективности затрат на муниципальное управление согласно реестру расходных обязательств бюджета Шумерлинского района.
Внедрение системы менеджмента качества в органах местного самоуправления позволит:
1. Развить местное самоуправление в Шумерлинском районе.
2. Создать систему взаимодействия различных уровней власти, ориентированную на планы стратегического развития муниципального образования Шумерлинского района.
3. Повысить прозрачность и доступность информации о результатах деятельности органов местного самоуправления Шумерлинского района.
4. Повысить инвестиционную привлекательность территорий района.
5. Повысить ответственность всех уровней власти перед населением района.
Внедрение и сертификация СМК в администрации Шумерлинского района может служить объективной оценкой ее деятельности.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основные цели программы «Качество» – реализация государственной политики в области качества, повышение конкурентоспособности Шумерлинского района с помощью внедрения международно - признанных технологий и методов управления качеством.
Это внедрение во все сферы жизнедеятельности Шумерлинского района новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, социальной ответственности, здравоохранению, образованию и других;
Основными задачами программы «Качество» являются:
создание правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, обеспечивающих динамичное развитие экономики Шумерлинского района;
повышение имиджа предприятий и организаций Шумерлинского района через внедрение в них систем менеджмента качества и их независимое подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами;
воспитание у руководителей и специалистов организаций Шумерлинского района осознания экономической целесообразности и выгодности качества через эффективные формы обучения, внедрения международных технологий и методов;
обучение основам менеджмента качества организаций экономики, органов местного самоуправления Шумерлинского района;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области качества;
внедрение систем менеджмента качества в работу органов местного самоуправления Шумерлинского района, социальную сферу, здравоохранение, систему образования;
улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения организациями Шумерлинского района систем экологического менеджмента;
формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее производителям.
III. Система программных мероприятий
Исходя из муниципальной политики Шумерлинского района в области качества мероприятия Программы базируются на 8 принципах всеобщего управления на основе качества (total quality management) :
ведущая роль руководства (мотивация качества);
ориентация на потребителя;
вовлечение персонала;
подходы, ориентированные на процессы;
системный подход в управлении;
принятие решений на основе фактов;
взаимовыгодные отношения с поставщиками;
постоянное усовершенствование.
Эти принципы универсальные: они не зависят от рода, вида или характера деятельности, организационной структуры и других факторов.
3.1. Ведущая роль руководства (мотивация качества)
Раздел направлен на создание условий, стимулирующих хозяйствующих субъектов к техническому совершенствованию производств, внедрению современных технологических процессов, выпуску высококачественных изделий.
Мероприятия раздела включают в себя организационный механизм.
Организационный механизм:
Участие организаций Шумерлинского района в республиканских конкурсах в области качества, в том числе утвержденных Указом Президента Чувашской Республики от 9 ноября 1999 г. № 81 «Об учреждении премий Президента Чувашской Республики в области качества», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г. № 120 «О конкурсе «Марка качества Чувашской Республики».
3.2. Ориентация на потребителя
Ориентируясь на удовлетворение потребностей организаций и населения в вопросах качества, Программа предусматривает:
Участие администрации района, организаций Шумерлинского района в итоговых республиканских конференциях, посвященных Всемирному дню качества, которые позволяют вовлечь в движение за всеобщее качество как можно большее количество организаций, осветить наиболее актуальные проблемы и методы их решения.
Совершенствование инфраструктуры бытового обслуживания населения в муниципальных образованиях Шумерлинского района (создание и развитие комплексных приемных пунктов по оказанию набора качественных социально важных услуг, центров сервисного и социально-культурного обслуживания населения).
3.3. Вовлечение персонала
Воспитание культуры качества является ключевой задачей пропаганды всей системы воспитания начиная со школьной скамьи. В пропаганде этой идеи должны участвовать все органы местного самоуправления, общественные организации, средства массовой информации.
Раздел сориентирован на вовлечение населения, молодежи, образовательных учреждений Шумерлинского района, органов местного самоуправления в активную плодотворную работу по повышению качества.
Раздел предусматривает:
1.Участие в:
постоянно действующих семинарах по проблемам качества для руководителей различного уровня;
учебно-практических семинарах по внедрению систем менеджмента качества в органах муниципального управления;
отраслевых, межотраслевых семинарах, конференциях по менеджменту качества, обмену опытом внедрения и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000, условиям работы в рамках ВТО;
республиканских отраслевых конкурсах «Лучший по профессии», в том числе конкурсах профмастерства «Лучший менеджер по качеству Чувашской Республики»;
2. Формирование и реализацию проекта «Обучение школьников в области качества».
Предполагается обучение школьников 9-10 классов средних общеобразовательных школ в рамках уроков «Экономика» и «Правоведение». В программу обучения предполагается включить разъяснение понятия качества и знакомство с его эволюцией для восприятия учащимися качества как национальной идеи в России и за рубежом, изучение основных положений федеральных законов «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании», обзор международных стандартов качества.
3.4. Процессный подход
Процессный подход имеет несколько аспектов: процессный подход в организации управления, процессный подход в организации деятельности и процессный подход в развертывании бизнес-цепочек. Условно в разделе Программы процессы разбиты на несколько групп.
Управленческие функции:
1. Формирование механизма государственно-общественного управления качеством общего среднего образования.
2. Формирование системы управления качеством в здравоохранении.
3. Разработка и внедрение систем менеджмента качества в органах местного самоуправления Шумерлинского района.
Предусматриваются обязательное документирование административных процессов, разработка административных регламентов и должностных регламентов, открытых карт взаимодействия и других документов внутренней деятельности. Все перечисленное (цели, показатели, подходы, документы) органично совмещается с международными стандартами по менеджменту качества ISO 9000 и ведет к необходимости подготовки и сертификации муниципальных структур всех уровней на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9000.
3.5. Системный подход в управлении
Системный подход в реализации Программы нацелен на реализацию следующих мероприятий:
Внедрение и сертификация в организациях всех сфер экономики Шумерлинского района систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO 9000 и 14000, в том числе интегрированных систем менеджмента качества.
3.6. Принятие решений на основе фактов
Решения, принятые на основе фактов, значительно повышают эффективность управленческих решений, позволяют накапливать информацию, которая в дальнейшем превращается в знания. Раздел предусматривает:
Мониторинг качества продуктов путем:
добровольной сертификации и декларирования изготовителем соответствия продукции заявленному качеству, что очень важно для продукции, дефекты которой могут обнаружиться только в процессе эксплуатации.
Создание информационных банков данных (с публикацией информации в СМИ, сети Интранет) о:
качестве и безопасности лекарственных средств, ввозимых на территорию;
правонарушителях, выявленных в сфере незаконного оборота алкогольной продукции;
недобросовестных производителях пищевой продукции;
Анализ ситуации и разработка механизмов адаптации организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Шумерлинского района, к возрастающей импортной конкуренции и работе в условиях вступления России в ВТО.
Анализ и повышение качества начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Шумерлинского района. Разработка и внедрение параметров качества и методики анализа качества начального и общего среднего образования. Составление и опубликование в СМИ рейтинга образовательных учреждений по параметрам качества.
3.7. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
В качестве поставщиков ресурсов, технологий, консалтинговых услуг и других рассматриваются организации, осуществляющие свою деятельность в области качества и управления.
3.8. Постоянное совершенствование
Раздел предусматривает мероприятия, направленные на корректировку и улучшение системы качества:
1. Совершенствование действующих систем менеджмента качества организаций Шумерлинского района.
2. Развитие внутрифирменного обучения в организациях Шумерлинского района, корпоративных программ обучения – от руководителей высшего звена до рабочих.
3. Мониторинг настоящей Программы, внесение корректировок и предложений по ее совершенствованию.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками реализации мероприятий Программы являются:
Средства местного бюджета Шумерлинского района Чувашской Республики – для финансирования приоритетных направлений муниципальной политики в области качества;
внебюджетные источники, в том числе собственные средства организаций, привлекаемые внешние инвестиционные ресурсы.
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
V. Механизм реализации Программы
Муниципальным заказчиком-координатором Программы является администрация Шумерлинского района.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления Шумерлинского района, промышленных предприятий, общественных и других организаций.
Задачи муниципального заказчика-координатора:
совершенствование нормативных правовых актов в области качества;
контроль за эффективным использованием средств местного бюджета Шумерлинского района для реализации Программы;
повышение профессионально-квалификационного уровня управленческого персонала;
оказание содействия в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов для финансирования основных мероприятий Программы;
содействие в создании систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам, в организациях Шумерлинского района;
координация деятельности исполнителей Программы, в том числе их взаимодействия;
организация мониторинга программных мероприятий.
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Управление реализацией Программы осуществляет отдел экономики , имущественных и земельных отношений администрации Шумерлинского района, который обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Чувашской Республики, ответственными за выполнение программных мероприятий, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители программных мероприятий ежегодно до 2011 года к 5 февраля года, следующего за отчетным, информируют отдел экономики о ходе выполнения Программы.
VII. Ожидаемые результаты реализации
Успешная реализация Программы позволит:
развивать производство конкурентоспособной продукции, расширять рынки ее сбыта, в том числе путем развития сотрудничества со стратегическими партнерами Чувашской Республики;
содействовать подготовке хозяйствующих субъектов Шумерлинского района к работе в условиях членства России в ВТО;
разработать, внедрить и сертифицировать системы менеджмента качества на базе международных стандартов ISO 9000 и 14000, в организациях экономики Шумерлинского района;
внедрить системы менеджмента качества в администрации Шумерлинского района;
провести обучение основам менеджмента качества на всех уровнях – от системы дошкольного образования до повышения квалификации руководителей и специалистов организаций экономики Шумерлинского района.