РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в
Шумерлинском районе Чувашской Республики на 2008–2010 годы
паспорт ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
– |
Районная целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Шумерлинском районе Чувашской Республики на 2008–2010 годы
|
|
– |
Постановление КМ ЧР от 29.11.2007 г. №317 «О республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы» |
Муниципальный заказчик Программы |
– |
Администрация района
|
Основной разработчик Программы
|
– |
Отдел социальной защиты населения Шумерлинского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (по согласованию).
|
Цели Программы |
–
|
снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда.
|
Задачи Программы |
|
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий труда;
сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин;
развитие системы обучения по охране труда;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
внедрение работодателями современных систем менеджмента охраны труда, основанных на международных стандартах;
информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения
|
Перечень основных мероприятий Программы
|
–
|
совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих;
организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда;
учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих;
информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих
|
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
–
|
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте;
устойчивая динамика снижения производственного травматизма и первичной профессиональной заболеваемости;
увеличение количества рабочих мест, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест
|
Сроки реализации
Программы
|
– |
2008–2010 годы
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
–
|
Администрация Шумерлинского района, Отдел социальной защиты населения Шумерлинского района Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию); МУЗ «Шумерлинская ЦРБ»; ТО ТУ Роспотребсоюза в г. Шумерля (по согласованию), главы сельских администраций (по согласованию), Торгово-промышленная палата Чувашской Республики (по согласованию); Отдел экономики, имущественных и земельных отношений; Отдел сельского хозяйства, строительства и развития общественной инфраструктуры; Отдел образования, культуры и спорта; Сектор по делам ГО и ЧС; руководители предприятий и организации всех форм собственности (по согласованию).
|
Объемы и источники финансирования |
– |
За счет средств бюджета Шумерлинского района, бюджетов сельских поселений Шумерлинского района, внебюджетных источников, средств предприятий, организаций и бюджетных учреждений
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социальной и бюджетной эффективности |
– |
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте;
снижение производственного травматизма;
снижение первичной профессиональной заболеваемости;
увеличение количества рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам;
увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда.
Экономическая эффективность:
снижение материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведение рабочих мест в производственной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда, сокращение потерь рабочего времени; снижение затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвращение материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшение страховых взносов, сокращение штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Социальная эффективность:
сокращение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; обеспечение социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижение уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидизации и смертности работающих; повышение социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; повышение трудоспособности и производительности труда; увеличение затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
– |
контроль за реализацией Программы осуществляет ОСЗН Шумерлинского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии (по согласованию).
Исполнители мероприятий Программы ежегодно до 31 января до 2011 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в ОСЗН Шумерлинского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии.
ОСЗН Шумерлинского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии ежегодно до 14 февраля до 2011 года представляет информацию к годовому отчету о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. |
Введение
Районная целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008–2010 годы (далее – Программа) разработана основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2007 г. №317 «О республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республики на 2008-2010 годы»,
Современный этап экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики характеризуется развитием промышленного производства, сферы обслуживания, строительства, успешной реализацией приоритетных национальных и пилотных проектов, реформированием бюджетной сферы, перераспределением работников между отраслями экономики.
Проблемы в вопросах охраны труда, создания здоровых и безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работников на производстве остаются достаточно острыми и требуют постоянного внимания. Ежегодно в Шумерлинском районе проводятся Дни охраны труда основной целью, которого обратить более пристальное внимание всех должностных лиц и работающих на положение дел в этой сфере.
Трудовым кодексом Российской Федерации провозглашены гарантии по реализации ст.37 Конституции России, согласно которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. К сожалению частью работодателей они воспринимаются как декларация, но в тоже время решившиеся руководители на создание службы охраны труда или хотя бы на введение в штатное расписание должности специалиста по охране труда, считают свое решение не обоснованным или убыточным.
В Чувашской Республике, как и в России в целом, основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются несчастные случаи, травмы, отравления и другие воздействия внешних причин, обусловленные социальными факторами и являющиеся предотвратимыми. Внешние причины определяют более 36,4 процента всех преждевременных потерь трудоспособного населения, что превращает их в главное препятствие росту продолжительности жизни. Причиной смерти 81 процента умерших в трудоспособном возрасте стали убийства и транспортные травмы. На болезни системы кровообращения в первом полугодии 2007 г. приходится 22,2 процента всех умерших, на новообразования – 10,2 процента.
Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний. В Центре профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в 2006 году обследован 11101 человек (в 2005 году – 9213). Медицинский осмотр прошли 1014 человек (в 2005 году – 1252). Среди больных, принятых впервые по направлению на обследование и экспертизу, выявлено подозрение на связь заболевания с профессией у 238 человек (в 2005 году – 248), из них в г. Чебоксары – 59 (0,16 процента от общего числа осмотренных), других районах и городах республики – 179 (0,55 процента), первично установлен диагноз «Профессиональное заболевание» у 65 больных (в 2005 году – 75). Стационарное лечение прошли 472 человека (в 2005 году – 503). Таким образом, показатель профессиональной заболеваемости в 2006 году составил 1,52 на 10000 работающих (в 2005 году – 1,76, в 2004 году – 1,49, в 2003 году – 2,55, в 2002 году – 3,04). В среднем по Российской Федерации данный показатель в 2006 году составил 1,58.
По данным федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике», только в 2006 году впервые признаны инвалидами вследствие профессионального заболевания 21 человек (в 2005 году – 25 человек), а вследствие травм на производстве – 45 человек (в 2005 году – 54 человека).
Охват службами охраны труда организаций Шумерлинского района с численностью свыше 50 человек составляет 57%. Вместе с тем в районе наблюдается тенденция снижения уровня производственного травматизма в 2006 г. 6,9%, в 2007 г. 2,3%, несчастных случаев со смертельных исходом в 2006-2007г.г. зарегистрировано не было.
Оценка сложившейся ситуации показывает, что проблемы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, здоровья работающих требуют программно-целевого комплексного подхода.
Необходимо развивать современную систему мониторинга условий и охраны труда с учетом оценки существующих профессиональных рисков, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. С этой целью в районе ежегодно проводятся Смотр –конкурс среди организаций и месячник по улучшению условий и охраны труда.
Важным направлением в работе по улучшению условий и охраны труда должно стать внедрение работодателями современных систем производственной безопасности и здоровья, базирующихся на международном стандарте серии OHSAS 1800. Переход от системы ликвидации последствий аварий, несчастных случаев на производстве к системе оценки производственных рисков позволит повысить эффективность профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Одним из способов быстрого и эффективного перехода к таким системам может стать внедрение интегрированных систем менеджмента на основе управления качеством.
Настоящая Программа отражает современные подходы к данным проблемам и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Целенаправленная государственная политика в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих позволит создать эффективные механизмы управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранить и увеличить трудовой потенциал республики.
Муниципальным заказчиком Программы выступает Администрация Шумерлинского района.
II. Основные цели и задачи Программы.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
К основным целям Программы относятся:
снижение профессиональной заболеваемости, производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда.
Для достижения указанных целей Программы необходимо решить следующие задачи:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий труда;
сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин;
развитие системы обучения по охране труда;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
внедрение работодателями современных систем менеджмента охраны труда, основанных на международных стандартах;
информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения.
III. Перечень программных мероприятий
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия Программы распределены по шести направлениям:
совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих;
организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда;
учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих;
информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих.
Мероприятия по реализации Программы проводятся согласно приложению № 1 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы исходит их учета реальных возможностей их обеспечения, всеобъемлющего характера существующих источников финансирования средств на всех уровнях управления охраной труда – от муниципального до организаций. Финансирование Программы на 2008-2010 годы осуществляется за счет средств бюджета Шумерлинского района, бюджетов сельских поселений Шумерлинского района, внебюджетных источников, средств учреждений, предприятий и бюджетных учреждений.
V. механизм реализации программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально- экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быт заменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода. Для выполнения мероприятий программы предусматривается использование государственной поддержки, федеральных внебюджетных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, средств Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, а также средств бюджета Шумерлинского района и бюджетов сельских поселений Шумерлинского района, организаций, предприятий и бюджетных учреждений Шумерлинского района.
Оценка эффективности Программы
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять по годам в течение срока реализации Программы.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы обусловлены деятельностью организаций отраслей экономики в сфере улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих на ближайшие годы, связанной с реализацией Трудового кодекса Российской Федерации и целого ряда федеральных законов и законов Чувашской Республики в области охраны труда и здоровья граждан.
Социальная эффективность от реализации мероприятий Программы выражается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; обеспечении социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижении уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидизации и смертности работающих; повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; повышении трудоспособности и производительности труда.
Экономическая эффективность от реализации Программы достигается за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведения рабочих мест в производственной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда; сокращения потерь рабочего времени; снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения страховых взносов, сокращения штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих выражается в увеличении доходов организаций, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, лечение и обеспечение инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы изложены в приложении № 2.
Приложении №2
Индикаторы эффективности
реализации программы |
№
п\п |
Раздел Программы |
индикатор |
Единица
измерения |
индикаторы |
|
2008г. |
2009г. |
2010г. |
1 |
Проведение комплексных мероприятий по улучшению условий труда и здоровья работающих |
Приведение рабочих мест в соответствие с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями |
% |
54 |
55 |
56 |
2 |
Проведение комплексных мероприятий по улучшению условий труда и здоровья работающих |
Коэффициент частоты производственного травматизма |
на 1000 работающих |
2,14 |
2,10 |
2,6 |
3 |
Профилактика, оздоровление и реабилитация работающего населения |
Показатель первичной профессиональной заболеваемости |
на 1000 работающих |
2,26 |
2,22 |
2,18 |