Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://shumer.cap.ru/
Родился я в 1927 году в крестьянской семье. Отец был активным советским общественником, командиром запаса Красной Армии. С 1914 по 1917 годы участвовал в войне как офицер-химик. Был награжден Георгиевским крестом. В ноябре 1917 г. вернулся домой. А в 1918-ом ушел на Гражданскую войну, будучи командиром штабного отряда, снабжал фуражом и продовольствием 21-ю кавалерийскую дивизию 1-й конной армии. После войны ежегодно привлекался к военному обучению допризывников. Был в числе организаторов колхоза «Комбинат».
В 1937 году в семью пришла беда - отца репрессировали как врага народа. Умер он в ГУЛаге. Мать осталась с тремя детьми. Я был старшим. Наступили для нашей семьи страшные голодные годы, сопровождаемые презрением как к семье врага народа. Но мы не были в обиде на советскую власть.
В годы Великой Отечественной войны мы с сестренкой Таней зимой учились в школе, летом трудились в колхозе. Учеба давалась нам легко.
Один из приятелей отца мне даже дал такой совет: «Валентин, ты много не учись, не теряй здоровье. Тебя, как сына врага народа, не примут на работу ни учителем, ни служащим». От обиды я даже прослезился. Вспомнил последние прощальные слова отца, сказанные моей матери: «Последнее продавай, но учи детей».
Мы сестрой учились без «троек». В 1944 году окончил среднюю школу. Тут неожиданно перевернулась моя судьба. Заведующий РОНО Евдокимов (бывший директор Торханской школы), помня, что я был отличником учебы, назначил меня учителем русского языка Бреняшской 7-летней школы (в 5-7-е классы). Через несколько месяцев меня призвали в Красную Армию. В конце 1945 года демобилизовали и я продолжил педагогическую работу. Так вот и проработал в Шумерлинском районе до старости (педагогический стаж 54 года). 33 года возглавлял коллективы двух школ, Ходарской – 23 года, Торханской - 10 лет.
Какую же лепту удалось внести нам, педагогам, в дело образования?
Я благодарен учителям вышеназванных школ за то, что они способствовали повышению моего педагогического уровня, не дали сползти с позиции руководителя учебно-воспитательного процесса и превратиться в старшего завхоза школы, т.е. только в хозяйственника. Директору школы стыдно отставать от жизни. Курс был взят на усиленную работу над собой. Учителя снабжались новинками педагогической литературы, систематически пополнялась школьная библиотека.
Ходарская школа была самой крупной в районе. В одно время число классов доходило до 25, а педагогов – 53. Педагоги совместно с детьми принимали участие в общественно-полезной работе: в благоустройстве школы, в тимуровском движении, в озеленении пустующих земель, в посадке деревьев вдоль шоссейной дороги от д.Торханы до д.Тугасы, в помощи колхозу, в строительстве школьных зданий и Ходарского свинокомплекса и т.д. На 300 % выполняли план сбора металлолома, в район даже прибыл автобус, собранный, якобы, из этого материала, с соответствующей надписью на борту. Этот автобус регулярно ходил по маршруту Шумерля-Ходары. Сколько было радости у местных жителей!
Разработана была в школе своя система поощрений. Активисты бесплатно летали на АН-2 из Ходар в Шумерлю, Чебоксары, на ТУ-134 - в Ульяновск, Куйбышев.
Учителя проводили с детьми увлекательные массовые мероприятия, школьная жизнь била ключом. Правонарушений серьезных не было. Никто из детей не стоял на учете в детской комнате милиции. Министерство просвещения Чувашии считало Ходарскую школу опорной, периодически бригада инспекторов изучала опыт работы коллектива.
Налажена была в школе и военно-патриотическая работа: проводились слеты фронтовиков-участников сражений под Москвой, Сталинградом, Курском, афганцев, встречи трех поколений, приглашали выпускников в родную школу. Музей школы пополнялся экспонатами. Ездили мы с детьми по местам боевой славы. А сколько экскурсий совершили мы по городам Союза!
Была на высоте спортивно-массовая работа (возглавляли И.Н. Аристов, В.М. Тарасов, И.М. Аристов). Спортсмены занимали призовые места в районе и республике. Многие поступали в военные училища и спортивные учебные заведения.
Ввиду серьезной болезни матери пришлось в 1978 г. нам с женой перейти на работу в Торханскую школу, т.е. в свою деревню. И в Ходарах, и в Торханах возглавлял вечернюю школу сельской молодежи.
В Торханской школе руководил семинарскими занятиями по педагогической психологии. Усиленно работал педколлектив по самообразованию. Открытые уроки еженедельно по графику давали все учителя по 2 раза ежегодно. Первыми приглашали на свои уроки директор и его заместитель. Отказываться от этого мероприятия другим учителям было уже неудобно. Так самосовершенствовались все, учились друг у друга, самоутверждали себя в педколлективе. Это вынуждало изучать передовой опыт, рыться в педагогической литературе.
За десятилетие работы в Торханской школе произошло многое: впервые в районе иностранный язык стали преподавать со 2-го класса, пионерскую организацию не упразднили, а превратили её в дружину юных друзей природы и др.
В 1998 году, набрав педстаж 54 года, я ушел на пенсию, вполне удовлетворенный своей деятельностью.
В.А. Мурашкин, заслуженный учитель Чувашской Республики.